Что щелкает в кабине пилота
Перейти к содержимому

Что щелкает в кабине пилота

  • автор:

Звук во время падения самолета

Предусмотрены звуковая сирена и световая индикация, через индикаторы и лампочки. Их много и срабатывают они по мере опасности. Когда ВС будет падать, то сработают несколько, но наиболее значимая, это ССОС, которая предупредит экипаж, об опасной скорости сближения с землёй . (звук аварийной сигнализации в кабине (сирена прерывисто) -moremНапример, на Sukhoi Superjet 100, предупреждения о столкновении с землёй (TAWS), будет выдаваться голосовым предупреждением, TERRAIN AHEAD, PULL UP.

Остальные ответы

Путаница с направлениями и голоса в кабине пилота: необычные факты о посадке самолета

А вы знали, что самолет сам (и весьма громко) требует от пилота решиться на посадку? Британский летчик и писатель Марк Ванхоенакер рассказал об этом и других фактах, связанных с управлением самолетом.

Антон Дьяконов

Антон Дьяконов

Ванхоенакер, автор бестселлера «Skyfaring: A Journey with a Pilot» рассказал о вещах, которые больше всего поразили его во время обучения летному мастерству. Эти факты могут быть интересны не только тем, кто собирается когда-нибудь научиться пилотировать самолет, но и заядлым путешественникам. «Я люблю летать и надеюсь, что мои читатели разделяют это», — говорит автор.

Для полета вниз самолет иногда направляют вверх

Чтобы полететь в определенном направлении, самолет бывает нужно направить совсем в другую сторону. Этот факт – одна из самых больших неожиданностей для пилотов-новичков. Так, нос самолета всегда смотрит вверх, даже когда он уже высоко в небе и можно расстегнуть ремни безопасности. Поэтому идти в начало салона всегда сложнее, чем в конец, а у тележек с едой всегда должны быть отличные тормоза.

Почему так? Проще всего сравнить крылья самолета с водными лыжами. Когда человек на водных лыжах движется по поверхности озера, его лыжи смотрят вверх, чтобы преодолевать напор воды. То же самое в случае с крыльями, только они борются с напором воздуха. На самолете вроде Boeing 747 пилоты направляют нос слегка вверх даже при снижении и посадке.

А для полета вправо – налево

Да, это звучит еще более странно, чем в случае выше. Однако все становится на свои места, если вспомнить школьные задачки по математике, в которых вычислялся угол, под которым нужно пересекать реку с быстрым течением.

В небе в роли течения выступает ветер. Когда самолет садится при боковом ветре, пилот должен направить машину по ветру, чтобы добиться приземления точно на взлетно-посадочную полосу. Эта техника непроста, но эффективна.

Требуемый угол зависит от скорости и направления ветра, которые могут измениться во время маневра, особенно при сильных порывах. При сильном ветре и густых низких облаках это означает, что когда ВПП появится в зоне видимости, она окажется заметно левее или правее носа самолета.

В определенный момент посадки самолет сам потребует от вас принять решение

При заходе на взлетно-посадочную полосу самолет обычно проходит так называемую «высоту принятия решения». На этой высоте уже должна быть видна ВПП или ее огни. Если полосы не видно, нужно уйти на второй круг и подготовиться к посадке заново. Этот момент настолько важен, что компьютер может объявить о нем по громкой связи в кабине пилота.

На таких самолетах, как Boeing 747, голос произносит только одно слово, громко и четко: «Решайте!» (decide) Это настолько запоминается, что любой пилот может точно воспроизвести эту интонацию.

Если пилот слышит эти звуки, то ваш полет идет не по плану

Некоторые звуки в кабине пилота могут означать неполадки в работе самолета и требовать немедленного вмешательства. Какие сигналы от аппаратуры особенно боится любой услышать экипаж, рассказывает Tengritravel.kz.

На днях в сети завирусилось видео, на котором пилоты предлагают послушать, какие предупреждения заставляют нервничать даже самых опытных специалистов. Ролик заинтриговал пользователей соцсетей и вызвал шквал вопросов.

Давайте выясним, о чем именно сигнализирует тот или иной звук, приведенный на видео. Вряд ли нам когда-нибудь удастся заглянуть за дверь кабины пилотов.

Помпаж (Stall)

Это значит, что одна из лопастей двигателя, возможно, была повреждена попавшим в двигатель инородным предметом. Последствия помпажа зависят от того, чем он вызван. Помпаж может быть «разовой акцией», а может и зациклиться. К примеру, попадание птицы может сильно повредить лопатки компрессора, и такое изменение аэродинамического профиля будет приводить к постоянному помпажу. Он будет сопровождаться громкими хлопками, повышением температуры внутри двигателя и сильной вибрацией.

Такое воздействие способно быстро разрушить двигатель, так что времени на реагирование у пилотов обычно немного. Сначала пилоты плавно понижают тягу двигателя до минимума. Если это не помогло и помпаж не прекратился, то двигатель отключают.

Потеря одного из двигателей в результате помпажа в наше время редко представляет большую угрозу для самолета. Помпаж сразу всех двигателей — явление крайне редкое, но уже критическое.

Возгорание двигателя (Engine fire)

Двигатель горит всегда. Но не пугайтесь, огнем в камере сгорания можно управлять. Однако если горючее вещество — топливо, масло или гидравлическая жидкость — вступит в контакт с горячими деталями двигателя вне камеры сгорания, то они могут воспламениться.

Чтобы избежать подобного, двигатель имеет систему обнаружения чрезмерного нагрева. Если система активирована, в кабине экипажа звучит пожарный сигнал. После успешного устранения возгорания и обеспечения безопасности двигателя экипаж обязан совершить посадку на ближайшем аэродроме.

Сдвиг ветра (Wind shear)

Это значит, что ветер резко изменил направление или скорость. Он может быть вертикальным или горизонтальным, влияя на самолет при взлете или снижении. Отличается от преобладающего ветра тем, что происходит на небольшом расстоянии.

Сильные ветры сами по себе не являются серьезной проблемой. Однако опасность сдвига ветра заключается в воздействии на подъемную силу самолета. На больших высотах вертикальный сдвиг ветра может вызвать изменение воздушной скорости и скорости снижения. Это часто ощущается как турбулентность.

Но именно на небольшой высоте, близко к земле, сдвиг ветра наиболее опасен. Если в этот момент пилоты начнут снижать мощность, аварии избежать будет очень трудно. Поэтому экипаж обучен распознавать сигнал о сдвиге ветра.

Трафик (Traffic)

Сегодня во многих районах мирового воздушного пространства царит просто настоящее «столпотворение». Чем больше участников движения, тем выше вероятность их неприятной встречи в определенный момент.

Система ТСAS (Traffic alert and Collision Avoidance System) обозревает воздушное пространство вокруг самолета, обнаруживает другие воздушные суда, анализирует полученную информацию, выдает ее экипажу, а в случае возникновения опасности столкновения — предупреждает об этом пилотов и выдает необходимые рекомендации к немедленному действию.

Что может случиться с пилотом самолета, когда он катапультируется

Что может случиться с пилотом самолета, когда он катапультируется

Самолёт подбили, отказал двигатель, но пилот жив. Он катапультируется, и спасает себе жизнь. Но так ли это?

В течение буквально года мы видели несколько раз такие кадры, когда пилот катапультируется. Два из них произошли у нас в Ейском районе. В октябре 2022 года самолет Су-34 упал на многоквартирный дом. Пилот катапультировался. Он выжил. А 17 июля самолёт Су-25 упал в акватории Азовского моря недалеко от Ейского Лимана. Пилот катапультировался. Но не выжил. Как же так? Неужели катапультирование — это не значит выживание?

Катапультирование — это очень опасно

Да, действительно, катапультирование далеко не означает выживание. Это приспособление сильно увеличивает шансы на выживание, но не гарантирует это. Для того, чтобы объяснить, почему так происходит, давайте посмотрим цифры. Они отличаются в зависимости от марки самолёта, от скорости, от высоты катапультирования, от погодных условий и так далее, далее и далее. Очень много факторов.

Итак, самолёт летит в землю, пилот катапультируется. Пиропатрон отстреливает фонарь кабин, то есть — её остекление. В кресле срабатывает пара пиропатронов, срабатывает небольшой ракетный двигатель, который выталкивает из кабины пилота (вместе с креслом и парашютом). Кресло вылетает по специальным салазкам, которые направляют выбрасывание под нужным углом и не даёт креслу закрутиться или свалиться в бок. Так вот, вылетает пилот из кабины за 0,04 секунды. Разгон сидения от ракетного двигателя в кресле составляет до 320 км\ч за очень короткое время. В это время в российских самолётах пилот может получить перегрузку до 24 G. Такие перегрузки длятся примерно 0,8 секунды. Но этого времени хватает в некоторых случаях, чтобы оказаться критическими.

Так, например, есть данные о том, что примерно 10% пилотов могут получить смещение позвоночника при катапультировании. А 12% лётчиков получают при этом переломы ног. Не исключены повреждения внутренних органов.

Кстати, именно из-за риска при катапультировании в авиации США установлены ограничения: пилот истребителя F-35 не может весить менее 61 килограмма. Иначе, ему практически гарантированы критические травмы.

Теперь представьте, что может случиться с пилотом, который получил переломы при катапультировании, а потом ещё и приземлился в воду. Шансы выжить при этом сильно сокращаются даже, если пилот находился во время приземления в сознании. Если нет, то дела очень плохи.

Также стоит отметить высоту катапультирования. Если проблемы с самолетом произошли очень высоко, то пилот выжидает достижения более низкой высоты самолётом, а потом катапультируется. Если это возможно, и машина способна падать вниз или планировать. Но хуже, когда самолёт находится очень низко. На российских самолётах предельная высота катапультирования составляет 30 метров. Если выпрыгнуть из самолёта ниже, то шансы на выживание практически равны нулю. Нужно не просто выскочить из кабины, но нужно ещё время на раскрытие парашюта и несколько секунд на то, чтобы он набрал в себя воздух и замедлил падение. А этих секунд на низких высотах попросту нет.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что катапультирование даже в самых современных самолёта — это далеко не самая безопасная процедура. Наоборот — очень опасная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *