Как правильно определить ударение в слове
Перейти к содержимому

Как правильно определить ударение в слове

  • автор:

Как доступно объяснить ребёнку ударение в словах

Дети знакомятся с ударением в детском саду, примерно в 4–5 лет. Тогда же учатся делить слово на слоги, считать буквы, искать звуки в слове. В первом классе эту тему разбирают подробно. Сначала ребёнку может казаться, что найти ударение в слове невозможно, и он будет делать это наугад. Но всего несколько упражнений помогут понять, как ставить его в словах.

Важное условие для формирования правильного понимания ударения — это чёткая речь взрослых. Не стоит коверкать слова или переставлять их. Иначе у ребёнка не сложится правильная картинка темы.

Упражнения

Позови

Ребёнку нужно «позвать» слово — протяжно его произнести. Например, «ма-а-а-ма», «мо-ло-ко-о-о», «тю-ле-е-нь». Гласный, который ребёнок произносит дольше, и есть ударный.

Чтобы убедиться, что ребёнок верно поставил ударение, можно попросить протянуть другой гласный. Например, «ма-ма-а-а». И уточнить, звучит ли так слово в жизни, так ли ребёнок его обычно произносит.

Угадай

Взрослый произносит слова с неправильным ударением. Например, «ко-ле-е-со». Ребёнку нужно отгадать слово и исправить ударение на верное. Ради забавы можно придумать новые значения для слов с неправильным ударением.

Обезличь

Ребёнку нужно проговорить слова или прочитать текст с одинаковой интонацией, без выделения звуков и слов, как робот.

Это упражнение дополнительное, напрямую оно не помогает верно расставлять ударения. Оно позволяет понять, что в речи есть акценты, слова звучат с разной силой и интонацией.

Кричи

Если ребёнок старается все слоги произнести нараспев (например, «со-о-л-ны-ы-ш-ко-о-о»), нужно предложить ему сначала прошептать слово, а затем прокричать.

Обычно уже на этапе шёпота дети правильно ставят ударение, но это возможно и на этапе крика. Ударный слог как бы сам собой становится чуть длиннее.

Перебирай

Ребёнку нужно ставить ударение на каждый слог слова. Например, «тУча» и «тучА». А затем выбирать вариант, который звучит естественно.

Важные нюансы

Есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание ребёнка:

  • Ударные и безударные звуки — гласные. На согласный звук ударение не падает ни в каком слове. При этом гласный звук может быть ударным (например, в слове «курица» звук «у» ударный) и безударным (например, в слове «пируэт»).
  • Ё — всегда ударная. Она может стоять в начале слова и обозначать два звука, например, в слове «ёлка» буква «ё» обозначает два звука — [й` о]. Она может стоять в середине и обозначать один ударный звук, например, в слове «Алёна» буква «ё» обозначает звук [о].

  • Омографы существуют. Омографы — это слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному за счёт ударения на разные слоги. А ещё имеют разные значения. Например, «за́мок» и «замо́к».
Иллюстрация: RED / Dribbble

Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Поделиться:

Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе

Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Поставить ударение в слове

Ударение — это отделение одного слога в слове с помощью голоса.

Слог — это звук, произносимый одним выдыхательным толчком воздуха.

Например: ко-жа, ру-ка.

Слог образуется присоединением одного или нескольких согласных к гласному звуку. Количество слогов зависит от того, сколько в слове гласных.

Например, слово «сыр» — один слог. А в слове «рыбак» — два слога.

Не удивительно, что ударение используется при фонетическом разборе слова. Ведь, если неправильно поставить ударение, слово лишится смысла.

Также ударение очень важно для правильного написании омографов.

Омографы (в переводе с греческого «одинаково пишу») — это такие слова, которые на письме выглядят идентично, а произносятся по-разному. Омографы, также имеют различные смыслы.

Например, бЕрегу — берегУ, бЕлки — белкИ.

При написании ударение выделяется знаком ` над ударной гласной.

Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо просто написать нужное слово в рабочей строке.

Данная программа предоставляет все существующие версии постановки ударений в соответствии со смыслом слова.

С этой целью вверху каждого слова подписываются его морфологические признаки.

*расшифровку можно посмотреть в Словаре сокращений.

Внимание! Буквы е и ё — две самостоятельные буквы в русском алфавите. Поэтому, «тёлок» и «телок» — это разные слова.

Данный софт нацелен на литературную расстановку ударений.

К примеру, слово «кружка».

крУжка — (сущ.) полная крУжка.

кружкИ — (сущ.) кружкИ на воде.

кружкИ — (сущ.) она ходила на разные кружкИ.

Занимательные факты про ударения.

Интересно, что в японском языке слог выделяют высотой тона, а в латинском — с помощью разной длительности произношения гласной. Во французском и английском, так же как и в русском языке применяют ударную силу.

Какого-то определённого правила расстановки ударения в русском языке не создано. Поэтому, со временем, произношение некоторых слов меняется (звОнит — звонИт).

Однако, существуют негласные правила.

Например, в глаголах на -ить, есть тенденция ставить ударение на окончание (басИть — басИшь).

А когда в слове присутствует буква Ё, то, как правило, она будет под ударением (свЁкла, тЁзка, берЁзка).

Занимательным наблюдением стала постановка ударений в иноязычных словах. Считается, что ударным слогом в таких словах должен быть идентичный родному языку.

Например, в словах, заимствованных из французского языка, ударение должно падать исключительно на последний слог (автобУс, ажиотАж, диспансЕр).

Быстрая цифровизация с внедрением возможности автоматического исправления ошибок (Т9, умные клавиатуры), к сожалению, приводит к обесцениванию грамотности нового поколения.

Чтобы стать успешным, образованным человеком, речь и письмо которого не режут слух, необходимо постоянно учиться.

Этот сервис предназначен для любых желающих обладать красивой и грамотной речью.

Напишите в комментариях понравилась ли вам эта программа!

Слоги и ударение в русском языке

В статье поговорим о том, что такое слоги, как они образуются и как верно ставить ударение в словах. Приятного чтения!

А для более углублённого изучения русского языка, рекомендуем занятия с репетитором. Первый урок в нашей онлайн-школе бесплатный, чтобы вы могли познакомиться с платформой и понять, подходит ли ребёнку такой формат обучения.

Что такое слоги и как они образуются

Ребёнок впервые слышит понятие «слог» или «слоги», когда учится читать. Говорят, что он «читает по слогам». Объяснить малышу, что такое слог, можно, сравнив слово с печеньем. Одну штучку можно разделить на две части, другую — на три части, а третью оставить целой. Так и слово может состоять из одного и более слогов, т. е. частей.

Слог — это звук или несколько звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха. Проще говоря, это части, на которые делятся слова.

Слоги образуются из гласных звуков. Также слог может состоять из одного гласного звука: [а] — а-ист, [у] — у-лица. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Согласных звуков в слоге может быть один — «ма», «не» или несколько: пла-ток, стра-ны.

Читайте по теме: Распространённое и нераспространённое предложение

Деление слов на слоги. Как посчитать количество слогов в слове

Определить количество слогов в слове можно несколькими способами.

1. Посчитать количество гласных звуков (букв). Сколько в слове гласных звуков (букв), столько и слогов. Например:

слоги и ударение

2. Произнести слово по слогам, выполняя хлопок на каждый слог и считая количество хлопков. Попробуйте посчитать, сколько слогов в словах: руль, кузов, машина.

3. Поместить ладонь под подбородок тыльной стороной вверх и произносить слова по слогам. При произнесении гласного звука подбородок опустится на ладонь или шевельнётся. Посчитайте таким образом количество слогов в словах: трава, молоко, поросёнок.

Слова из одного слога — односложные (пол, лес), из двух слогов — двусложные (ма-ма, па-па), из трёх слогов — трёхсложные (по-ду-шка, ка-ран-даш).

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Оставить заявку

Что такое ударный слог и ударение

В зависимости от того, как произносятся слоги, они могут быть ударными и безударными.

Ударный слог — тот, в котором гласный звук произносится сильнее, громче и дольше, чем гласные звуки в других слогах. Будто невидимый молоточек ударяет по нему. Например: лиса́, соба́ка.

А ударение — это:

— выделение одного слога в слове силой голоса;

— знак, который показывает это выделение.

Ударение в русском языке

В русском языке:

1. Ударение меняет смысл слов: красивый за́мок и дверной замо́к, посмотреть в а́тласе, шить из атласа́ .

2. Ударение может падать на любой слог: по́-ле, ок-но́, кра-со-та́, би-бли-о-те́-ка.

3. Ударение подвижное, оно может переходить с одного слога на другой:

— при изменении формы слова: лес — леса́, след — сле́ды;

— в однокоренных словах: дом — дома́шний.

Хотя во многих словах ударение падает на один и тот же слог. Например: щаве́ль — щаве́левый, вкус — вку́сный, кни́га — кни́ги, кни́жный.

Как определить, на какой слог падает ударение в слове

Чтобы определить, на какой слог падает ударение в слове, нужно:

1. Разделить слово на слоги: но-га, го-ло-ва.

2. Произнести слово так, будто мы его зовём, и послушать, какой гласный звук произносится громче и дольше: но-га́, го-ло-ва́;

3. Во многих словах при неправильной постановке ударения исчезает смысл слова. Можем применить этот приём, чтобы поставить ударение или проверить, верно ли оно поставлено: но́-га или но-га́; го́-ло-ва, го-ло́-ва или го-ло-ва́.

Читайте по теме: Морфемный разбор слова
Как вам статья?

Реакция

25

Реакция

13

Реакция

8

Как научиться правильно ставить ударения?

Ничего особенного. Просто в некоторых русских словах иногда не так просто правильно поставить ударение. Творо́г или тво́рог? Жа́люзи или жалюзи́? О́тдал или отда́л? Мы попросили Владимира Пахомова, главного редактора сайта «Грамота.ру» и члена экспертного совета «Тотального диктанта», рассказать, какие правила нужно помнить, чтобы поменьше ошибаться в ударениях. Если вы считаете, что и так все знаете, можете сразу переходить к тесту.

Почему ударение вызывает столько вопросов?

Все дело в том, что ударение в русском языке свободное. Есть языки, где оно всегда на одном и том же слоге — такое ударение называют фиксированным. Например, во французском ударение всегда на последнем слоге, в польском — на предпоследнем, в чешском — на первом. А в русском языке может быть на любом. И если человек не знает, как правильно ставить ударение в слове, то по одному только его внешнему облику он не сможет догадаться, куда падает ударение. Именно поэтому нет ни одного носителя русского языка, который хотя бы раз не задумывался, как правильно ставить ударение в том или ином слове.

А известно ли, на какой слог ударение падает чаще?

Да, свобода русского ударения — все-таки понятие относительное. Наше ударение, конечно, может быть где угодно, но языковеды отмечают, что оно а) тяготеет к середине слова, не допуская слишком большого количества слогов перед ударным и после ударного и б) в то же время предпочитает размещаться на второй половине слова. Стремление переместить ударение ближе к центру слова лингвисты называют тенденцией к ритмическому равновесию. Чем больше слогов, тем она заметнее: Ста́врополь, но Ставропо́льский край, вы́карабкаться, но выкара́бкивающийся. Именно эта тенденция нередко влияет на изменение места ударения в слове. Например, в XVIII—XIX веках говорили пра́дедовский, о́бщественный, та́инственный, сча́стливый (что логично: пра́дед, о́бщество, та́инство, сча́стье). Но так произносить прилагательные совершенно неудобно, поэтому ударение сместилось: праде́довский, обще́ственный, таи́нственный, счастли́вый.

Если в русский язык попадет слово из другого языка, оно сохранит свое ударение?

Вовсе не обязательно. Это, кстати, очень распространенное заблуждение: что иноязычные слова нужно произносить так же, как в языке-источнике. На «Грамоту.ру» не раз приходили вопросы от студентов, которым преподаватели ставили двойки за произношение марке́тинг. Мол, в английском на первом слоге, и мы не имеем права искажать это слово.

Между тем для заимствований из английского языка как раз характерно изменение места ударения. Стоило, например, прийти в русский язык из английского слову но́утбук, как оно почти мгновенно изменило ударение на ноутбу́к. А название сравнительно нового вида спорта скелетон в русском языке точно так же изменило ударение (с первого слога на последний), как когда-то это сделали футбол, хоккей, бобслей.

Сохранить исконное ударение гораздо легче заимствованиям из французского языка: бульо́н, шампиньо́н, мармела́д, жиле́т, пальто́, гардеро́б, брасле́т, жалюзи́ как пришли с ударением на последнем слоге, так и остались. Именно поэтому жа́люзи — ошибка. Мы сохраняем здесь ударение языка-источника.

Ну все ясно — давний пиетет к французам и нелюбовь к англосаксам

Дело не в этом. Вспоминаем особенность русского ударения: оно больше любит вторую половину слова. Поэтому, например, слова из польского и французского языков (где ударение соответственно на предпоследнем и последнем слоге) легче входят в русский и гораздо чаще сохраняют исходное ударение. А слова, пришедшие из германских языков, дольше воспринимаются как иноязычные и, пока осваиваются языком, могут потерять исходное ударение. Именно поэтому словари отстаивают жалюзи́, но так легко сдались, зафиксировав марке́тинг.

Значит, все проблемы с ударением из-за того, что в русском языке оно свободное?

Не только. То, что русское ударение свободное, — это полбеды. Оно к тому же еще и подвижное: при изменении формы слова может оставаться на месте (флаг — фла́га — фла́ги; знать — зна́ла), а может переходить, например, с основы на окончание (враг — врага́ — враги́; брать — брала́). А может в одних формах оставаться на месте, а в других — убегать (круг — кру́га, но круги́). При этом слова с подвижным и неподвижным ударением могут быть внешне очень похожи. Именно поэтому в русском языке далеко не всегда работают рассуждения типа «Если в слове А ударение на таком-то слоге, то в слове Б оно должно быть на том же слоге». Как отмечает лингвист Н. А. Еськова, «слова с подвижным ударением в русском языке исчисляются сотнями. В процентном отношении это немного, но среди них много чрезвычайно употребительных, поэтому в речи они достаточно заметны». В каждом спорном случае надо смотреть в словарь.

И как же все это запомнить? Никаких правил, никаких закономерностей?

Некоторые закономерности все же есть. Например, лингвисты подсчитали, что в русском языке есть 28 глагольных корней с интересной особенностью (именно корней; самих глаголов гораздо больше, чем 28: ряд их представлен многочисленными приставочными образованиями; существует более чем по 20 приставочных глаголов от брать и дать, от 15 до 20 — от лить, пить, рвать и др.). Вот основные глаголы такого типа: брать (также забрать, набрать, перебрать и т. д.), звать (и соответственно: назвать, позвать, отозвать…), взять, вить, врать, гнать, ждать, спать, отдать, жить, лить и др.

А особенность вот какая: у всех таких глаголов в прошедшем времени в форме женского рода ударение переходит на окончание (брала́, спала́, ждала́, назвала́). В остальных формах прошедшего времени ударение остается на корне (бра́ли, зва́ли, жда́ло). Неправильные варианты типа забра́ла, прогна́ла, прожда́ла, перевра́ла встречаются в речи многих людей, в целом хорошо владеющих литературной нормой, и тем не менее они под запретом в грамотной речи. Знание этой закономерности позволит вам избежать таких ошибок.

Варианты со́здал — созда́л тоже сюда относятся?

Да, здесь есть еще одна особенность. У многих (не у всех!) приставочных глаголов в этой группе — ударение на приставке (во всех формах, кроме, как мы уже знаем, формы женского рода): о́тдал, о́тдало, о́тдали; со́здал, со́здало, со́здали, также про́лил, до́жил, при́был и т. д. Ударение на корне у них либо не допускается (не рекомендуется говорить прибы́л), либо допускается (отда́л, созда́л, проли́л, дожи́л), но как менее желательный вариант. Вот вам еще одна закономерность. Теперь мы можем построить всю цепочку: со́здал (в образцовой речи) и допустимо созда́л, только создала́, со́здало и допустимо созда́ло, со́здали и допустимо созда́ли.

Вы сами себе противоречите! Если ударение чаще в середине слова, почему нельзя говорить прогна́ла?

Мы подводим вас к важной мысли: во многих случаях колебания в ударении возникают не потому, что есть горстка глупых безграмотных людей, которые никак не могут запомнить, как правильно, а потому, что иное ударение могут диктовать внутренние механизмы языка. Ударение может быть незаконным с точки зрения нормативных справочников, но вполне закономерным для самого языка. Так, нелитературный вариант прогна́ла возникает в языке из-за упомянутой выше тенденции к ритмическому равновесию, а не из-за того, что русский язык портят неграмотные маргиналы.

И что, даже отвратительное «зво́нит» диктуют эти ваши законы языка?

Представьте себе, да. Звонить входит в довольно обширную группу глаголов, у которых в личных формах ударение переходит с окончания на корень. И очень многие слова этот путь уже прошли. Когда-то говорили вари́т, дари́т, кури́т, кати́т (у Крылова: «Оглянуться не успела, как зима кати́т в глаза»), плати́т, тащи́т и т. д. Сейчас мы говорим ва́рит, да́рит, ку́рит, ка́тит, пла́тит, та́щит и даже не догадываемся, что когда-то было по-другому. Едва ли можно обвинять в безграмотности тех, кто говорит пла́тит. Мы все так говорим; то, что когда-то было ошибкой, стало нормой.

Для самого языка ударение зво́нит ничем не хуже, чем ва́рит, да́рит, пла́тит, хотя этот тезис трудно будет принять читателю-нелингвисту. Просто в этих словах переход ударения произошел давно, а колебание зво́нит — звони́т происходит на наших глазах, именно поэтому мы так болезненно на это реагируем.

К слову, это общая закономерность: изменения в языке пугают людей, потому что им кажется, что ничего подобного никогда не происходило ранее, что прежде незыблемый литературный язык разваливается на их глазах. А лингвисты спокойны, потому что на любое изменение в языке они могут привести десятки аналогичных примеров из истории, показывающих, что русский язык перемалывал и не такое.

Неужели и «зво́нит» может стать нормой?

Давно бы стало, если бы не наше отношение к этому варианту. Постоянно вспоминая о нем, когда речь заходит о самых ужасных речевых ошибках (хуже только ложит), называя его «невыносимым», хватаясь за сердце, когда кто-то рядом так произнесет, мы — образованные носители русского языка — убедили друг друга в том, что зво́нит — это кошмар и ужас, что надо любой ценой защитить русский язык от этого варианта. И хотя еще в 1970-е годы лингвисты писали, что запрет ударения зво́нит носит явно искусственный характер, держится этот запрет до сих пор. Ведь чтобы вариант стал допустимым, он должен приниматься большинством грамотных людей, а зво́нит сейчас вызывает отторжение.

Когда падет запрет, сказать сложно. Может быть, зво́нит в словарях увидят наши дети, может быть — внуки, может быть — правнуки. А вот ударение вклю́чит уже вошло в словари как допустимое в разговорной речи, хотя раньше этот вариант запрещался.

Получается, лингвисты спешат узаконить ошибки?

Все ровно наоборот: авторы словарей стараются, пока есть возможность, удержать, сохранить старую норму, помогают языку как можно дольше оставаться самим собой, объединять говорящих на нем представителей разных поколений. Иногда языковеды поддерживают старый вариант, даже если в живой речи он уже явно уступает новому.

Например, в словарях до последнего держались ударения фо́льга и подро́стковый, в то время как подавляющее большинство грамотных, образованных людей уже вовсю говорили фольга́ и подростко́вый. Лишь спустя много времени словари сдались, признав, что так можно говорить. А в слове стыдоба все современные издания до сих пор указывают в качестве единственно возможного ударение на о ́— вы часто встречали людей, говорящих стыдо́ба? Поэтому если уж в словаре появляется новый вариант, то это не прихоть языковеда и не его «уступка безграмотным людям», а объективное признание того факта, что норма меняется или уже изменилась.

В словарях часто пишут разное! В одном: одновре́менно, в другом одновре́менно и одновреме́нно. Кому верить?

Это не означает, что лингвисты не могут договориться. Просто среди словарей ударений есть особые издания, адресованные работникам радио и телевидения. В них в подавляющем большинстве случаев варианты не даются, даже если в живой речи они возможны. Традиция эта родилась в советские годы: считалось, что ситуации, когда один ведущий говорит одновре́менно, а другой следом за ним одновреме́нно, для эфира недопустимы. Поэтому до сих пор в словарях ударений для работников СМИ выбирается только один вариант, рекомендуемый для эфира. А авторам неспециализированных словарей ничто не мешает показать всю палитру вариантов, существующих в языке.

Так в какие словари смотреть?

Вот основные современные словари ударений.

Для сотрудников радио и телевидения:

  • Зарва М. В. «Русское словесное ударение» (электронная версия этого словаря есть на портале «Грамота.ру»);
  • Штудинер М. А. Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. М., 2016.

Для широкого круга читателей:

  • Еськова Н. А. Словарь трудностей русского языка. Ударение. Грамматические формы. М., 2014.
  • Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. М., 2012.
  • Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Н. А. Еськовой. — 10-е изд., испр. и доп. М., 2015.
  • Резниченко И. Л. Словарь ударений русского языка. М., 2015.

Что еще посоветуете, чтобы не ошибаться в ударениях?

Есть забавные стишки — запоминалки, они помогают запомнить правильное ударение в словах, где очень часто можно допустить ошибку. Постарайтесь их выучить — и вам больше не придется терзаться: как же сказать правильно? Вот горячая десятка запоминалок:

А у нашей Марфы все в полоску ша́рфы!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свёкла.

Шторы нам не привози, мы закажем жалюзи́.

Срубили ель, сорвали щаве́ль.

Перемыта вся посуда, стали чистыми все блю́да.

Долго ели то́рты — не налезли шорты.

Для строителей в момент привезет шофер цеме́нт.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропрово́д.

Ба́рмен поместил в свой блог самый полный катало́г.

Красит стены нам маляр. Полки делает столя́р.

Фено́мен звони́т по среда́м, приня́в догово́р по года́м. Он о́тдал экспе́ртам эско́рта хода́тайство аэропо́рта.

Владимир Пахомов, главный редактор сайта «Грамота.ру», член экспертного совета «Тотального диктанта»

  • Телеграм
  • Фейсбук
  • Твиттер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *