Кто ведет пары в университете
Перейти к содержимому

Кто ведет пары в университете

  • автор:

Кто ведет пары в университете

Show your appreciation in a way that likes and stamps can’t.

By sending a gift to someone, they will be more likely to answer your questions again!

If you post a question after sending a gift to someone, your question will be displayed in a special section on that person’s feed.

Кто кого учит: преподаватель студента или студент преподавателя?

Нет, мой пост не про Никиту Михалкова, как некоторые могли бы подумать, гляда на скриншоты. Мне хотелось бы поведать хабрасообществу о методах преподавания IT-дисциплин на примере нескольких ВУЗов одного из крупных городов в России с позиции человека, который раньше занимался тем, что писал на заказ студентам этих ВУЗов курсовые и дипломные работы и тесно работал не только с учащимися и с преподавательским составом, но и с работодателями. Параллельно это не мешало мне учиться на всё той же специальности, связанной с IT и увидеть всю «систему» своими глазами изнутри. Я читаю хабр уже около четырех лет и заметил, что на нём пишут много статей на тему образования, но тот ВУЗ, где я учился отличается тем, что получил несколько грантов в области нанотехнологий и кластерных вычислений, поэтому я с удовольствием расскажу о всей подноготной таких популярных в телевизоре тем.

В завершение статьи я также хотел бы вывести некоторые тезисы на тему образования в IT, которые будут несколько различаться с общепринятыми, чтобы дать вам пищу для обсуждений в комментариях, если конечно это будет вам интересно…

Как известно, в российских ВУЗах самое лучшее в мире самообразование. Ведь воистину так оно и есть. И конечно же эта закономерность верна не только в российских, но и в ВУЗах стран бывшего СССР как минимум тоже. Конечно, наши откатогрёбы и айпадоблудцы в министерстве образования всегда говорят о том, что высшее образование — залог и гарантия получения престижной и высокооплачиваемой работы, но к счастью их заявления все здравомыслящие люди благополучно пропускают мимо ушей и правильно делают.

На самом деле, если дело доходит до дела, то либо работа на самом деле не престижная, либо не высокооплачиваемая, либо диплом будь он хоть красным или розовым никому на самом деле не нужен, либо работы нет вообще. И это всё больше становится истиной, но не потому что кризис, а потому что всё больше пропасть между получаемым студентами образованием и реальными требованиями рынка.

  • рассеянность, общая неорганизованность
  • отсутствие пунктуальности
  • крайне низкая производительность из-за стремления к постоянному переключению между делами/приложениями/сайтами
  • низкая усваиваемость того, что говорят (скажешь: «БД создавай в XML», а он возьмет в MySQL создаст и БД там назовет «XML»).

Честно говоря, уж очень не нравится мне слово «образование». В медицине, кстати, оно имеет весьма неблагоприятное значение. Предлагаю использовать слово «обучение», оно как-то попроще и само по себе однозначно.

Но дело на мой взгляд не только в самих студентах и не в образованиии. Давайте попробуем выяснить ответы на извечных два вопроса.

Кто виноват
  • Друг №1: «Я не делаю бизнес, потому что жду пока государство упростит регистрацию ИП«. Ну да, пять тысяч очень сложно потратить, чтобы заплатить юристу за регистрацию. Как найти человека, чтобы преподу взятку дать — так ты весь ВУЗ попереспрашиваешь, а как документы заполнить, так «государство виновато».
  • Друг №2: «Я не делаю бизнес, потому что жду пока государство снизит налоги«. Это тебе Вася твой друг сказал, что налоги большие? Налоговый кодекс мы не читали, но уже активно его осуждаем. Или хотя бы комментарии к нему для чайников посмотрел. Полчаса времени конечно сложно потратить — я же так занят, мне телевизор надо посмотреть или обсудить с Васей вконтакте или за кружкой пива какое государство плохое.
  • Друг №3: «Рабочих мест нет, потому что государство не позаботилось о том, чтобы они были«. Ну а что тебе мешает за десять минут узнать в гугле какие профессии будут наиболее востребованы? Или в конце концов поставить себе цель стать конкурентоспособным специалистом? Заняться своим образованием в конце концов, а не спать на лекциях. Или всё дело в том, что:
  • Друг №4: «В универе нас плохо учат«. Вот с этим да, согласен. Причем нужно понимать что большинство там из-за того, что родители сказали что обязательно нужен диплом. А что других источников информации нет? В этоху то интернета и торрентов. Новый фильм мы там с радостью найдем, но вот новый обучающий курс уже как-то не с руки? Друг ты мой №4, ты когда-нибудь о понятии самообразование слышал? Кто лучше расскажет о новой технологии — её разработчик в бесплатном видеоуроке или преподаватель Сан Саныч? Который прочитал пару книжек, причем по закону подлости, не самых компетентных авторов, и сделал лабораторные работы, скопировав всё из интернета. А потом за несколько кровных десятков а то и сотен тысяч рублей твоих родителей тебе это всё пересказал? И ты потом за эти же деньги ещё должен будешь на экзамене ему доказать, что ты не лопух. И попробуй только сказать что-то выше того, чему он учил — сразу запишут в еретики и будут валить, мол: «Ты что, умнее меня чтоли?«.

Так уж получилось, что я к моменту поступления в ВУЗ имел достаточно неплохие успехи — второе и третье места соответственно на городской и областной школьных олимпиадах по информатике (на деле там всё сводилось к программированию). И я уже пришел туда с некоторой платформой знаний и стремлением обучаться дальше, в отличие от многих остальных, которые смутно понимали что такое программирование. Поэтому я имел возможность не только получать знания, но и оценивать компетенцию преподавателей.

Один из именитых и заслуженных преподавателей моего ВУЗа(профессор конечно же) искренне верил, что за консольными приложениями будущее. Что вот-вот и .NET с Java перейдут только на консоль и что тру-специалисты будут кодить только там. Цитата: «Какие там Windows Forms, какие там WPF, какие там SWT? Это уже прошлый век. Поэтому лабораторные, господа студенты, вы будете делать под консолью«. Ладно бы он ничего полезного не давал, так мало того — он ещё и дезинформирует.

Я тогда осмелился спросить, а как же мультитач, например, на айфоне(тогда был только он) или kinect, почему не за такими устройствами и интерфейсами будущее?
Ответ: «Да ну, это же всё баловство! И на телефонах будет консоль«.

Думаете остальные лучше? Не намного. Есть конечно исключения в разных ВУЗах. Но как показывает практика — они очень редки. Факт простой — хотите хорошие конкурентоспособные знания — в ВУЗе вам делать нечего. Разве что, если это не ВУЗ типа МГУ или, скажем, ВШЭ. У меня тоже был весьма именитый ВУЗ. А толку.

Также весьма примечателен тот факт, что часть средств из заявленной государством суммы гранта университет недополучил(как это явление называется все уже поняли). Грант, кстати, был получен благодаря интересному проекту одного талантливого студента, но отнюдь не его преподавателя, хотя ему тоже почестей прилепили. На остальные деньги поставили суперкомпьютер(к сожалению не помню сколько тфлопс), который там стоит до сих пор практически без дела. Кафедру обязали исследовать кластерные вычисления, поставить передовое ПО типа Oracle Grid Engine, Globus Toolkit, NorduGrid, UNICORE и обязать студентов разбираться с ними. Как вы понимаете в отчете по использованию, который был передан обратно в госструктуры теоретическую часть из интернета скопировали преподаватели, а практику в добровольно-принудительном порядке делали студенты. Кто-кого обучает тут ещё целый вопрос, именно поэтому такое название этой статьи.

Ещё один случай. Управление образования нашего города решило сделать информационную систему для младших классов по исследованию их успеваемости. Проект кстати весьма разумный и описание его выглядело весьма интересным. Создавалось оно правда человеком, который совершенно ничего не понимал в IT. Конечно они организовали госзаказ на такой проект, сказали что в случае успеха будут платно распространять данный продукт в школах. Про существование аналогов конечно никто слышать не хотел. Также никто не хотел слышать о том, чтобы по закону нужно проводить конкурсы между соответствующими компаниями, выявлять исполнителя, согласовывать бюджет и т.д. На деле всё решилось так — человек из управления образования обратился в наш ВУЗ и хорошо успевающей студентке вместо заявленной ею темы диплома дали именно этот проект. То есть разумеется ни о какой команде профессионалов, ни о какой оплате(вероятно конечно ректору или декану что-то перепало), ни о каких разумных сроках речи не было.

За неимением достаточных знаний и невозможности отказа от данного проекта эта студентка, моя знакомая, обратилась ко мне, чтобы я за определенную сумму, которая она мне заплатит, это сделал. Я уже тогда из универа ушел по собственному желанию, так как занимался фрилансом, а потом уже и высокооплачиваемой работой, и был, де-факто, для этого управления образования совершенно посторонним человеком. Однако очень просто в два шага я, обычный смертный, оказался исполнителем госзаказа. После того как я узнал, как такое вообще могло произойти, я конечно, сильно негодовал, так как было в общем-то понятно — если так выполняются большинство других государственных IT-проектов, да и не только IT, то ни о каком дальнейшем развитии в этом плане говорить не приходится. Разумеется в силу очень коротких сроков качеством пришлось принебречь, ведь цель была прежде всего помочь моей знакомой сдать дипломный проект, а не помочь нехорошим людям из управления образования.

Вернемся к виноватым. Почему в том, что образование на низком уровне виноваты родители? Во-первых, потому что думают, что воспитанием детей занимаются в школе/ВУЗе и им это делать нужно только в исключительных случаях. Что из этого получается мы хорошо видим, например, в некоторых достаточно реалистичных сериалах о школе, за которых режиссеров, кстати, обещают чуть ли не повесить, хотя им нужно сказать спасибо, за то, что проблема поднята и о ней уже хотя бы говорят. Во-вторых, с другой стороны родителей не учили тому, как быть теми родителями, которые смогут правильно воспитать ребёнка.

Вот скажите мне, как повлиять на таких вот деток, а иногда и не совсем деток, которые любят весь день и ночь играть в компьютерные игры настолько, что бьют клавиатуры и кричат как резаные, если их хотя бы немного отвлечь? Кто-нибудь знает эффективные методы, которые могут направить таковых в нужное русло? Да, конечно потом это всё с некоторыми само собой проходит и даже выливается в плюсы, но это редкость.

Я думаю мало кто теперь скажет, что запреты — это эффективный метод. Давайте представим, что вот прямо завтра нерадивые чиновники из ФСБ возьмут да и отрубят нам всем доступ к некоторым популярным сайтам в инете? Не важно каким образом и возможно ли это вообще. Вот не будет ни торрентов, ни варез-сайтов, ни соцсетей, в которых тоже полно платного видео и музыки в бесплатном доступе? Тогда уж точно такой вой поднимется на всю страну, что мало не покажется. Как бы вы отреагировали в таком случае? Некоторые я думаю отреагировали также как и дети, ролики с которыми пестрят на ютубе. Ведь всем интересно и смешно как детёныш в порыве злости разбивает клаву, потому что у него ферма вконтакте зависла. Поэтому запреты ни к чему хорошему не приведут, даже несмотря на то, что существует много способов обойти блокировку этого дела, уж айтишники то знают. Разве что частичные запреты могут быть хотя бы немного эффективными.

Кстати, очень грустно смотреть на пожилых людей, якобы умудренных жизнью, которые говорят что молодежь уже не та. Сократ кстати тоже так говорил в своё время. Так происходит из поколения в поколение уже на протяжении не одного десятка веков. А вот никто не взял собственно и не подумал почему так и как это всё исправить. Как будто дети виноваты что они такие.

Кстати, винить работодателей тоже можно. Они же тоже могут в содействии с ВУЗами организовывать учебные программы и подсказывать студентам как организовывать обучение. Самая популярная отмаза у работодателей на вопрос «почему зарплата маленькая» сейчас очень коротка: «Кризис». Между тем более подробно никто не хочет пояснять. Поэтому часть их вины тоже конечно же есть, хоть и небольшая. Кроме того, практически в половине случаев когда студенты приходят устраиваться на работу с ними разговаривают в стиле «Вы все никто! Что-то не нравится — идите в другие компании» и в подобных более/менее вежливых вариациях.

Что делать

Самообразование. Очевидно же, что не может наша неповоротливая система образования отвечать всем последним тенденциям развития ИТ. Мне до сих пор звонят студенты-первокурсники с просьбой сделать те или иные лабораторные за какую-то плату — я им отсылаю бесплатно уже готовые, ведь шесть лет назад я делал то же самое. Скажете, что, мол, первому курсу можно основы преподавать хоть на паскале, хоть на QBASIC? Отчасти соглашусь. Но ведь звонят не только первокурсники, но и старшие курсы, где казалось бы самое время изучать новые технологии хотя бы на самом минимальном уровне — для того, чтобы знать что они вообще есть. Но до сих пор там в цене и Turbo Pascal и C++ Builder 6 версии там всё ещё стоит.

Привожу отличный пример как казалось бы сложные вещи можно подавать в интересном формате. Официальные учебные курсы широко всем нам известных топовых ИТ-компаний прежде всего построены на демонстрации возможностей — то есть передают примерно следующий месседж: «Раньше вы тратили на это много времени, теперь это можно сделать в пару кликов/пару строк кода. Не правда ли здорово? Хотите знать как? Смотрите/читайте дальше«. И только потом уже человек, заинтересованный темой начинает за изучение всего остального, причем с первого взгляда не самого интересного «остального». Или переходит к другой теме. Курсов ведь много. Выбирай что хочешь.

Образования, кстати официального, у большинства наших да и не только наших именитых ИТ-экспертов нет, но есть опыт, есть здравый смысл и стремление мыслить вне рамок, определенных обычным образованием. И конечно же большинство их прогнозов сбывается, в отличие от преподавательских прогнозов «за консольными приложениями будущее». Например эксперт, который создает какую-либо новую область заведомо не может предъявить никаких документов по ней, так как о такой области знает он сам. Борода не делает философом, так и диплом не делает эксперта. Хороший балл по единой государственной экзаменационной коррупции также, как известно, не показатель.

Тут уже грех не процитировать одного эксперта: «Большая часть учебных курсов ориентирована на запоминание разрозненных фактов, а не на усвоение закономерностей и систематические размышления над ними. Время, которое тратится на зазубривание одного факта примерно равно времени на понимание закономерности, из которой следуют тысячи фактов».

Не подумайте, что я о политике, я знаю что на хабре ей не место. Я говорю о государстве в ключе образования. Некоторые люди в министерстве образования против такой системы, которая даст полную картину, а не отдельные факты, так как когда человек может рационально мыслить, то в него сложно впихнуть пропаганду (читайте: ложь). Однако такие люди роют себе могилу. Так как человек с таким образованием равнозависим от пропаганды не только правительственной (читате: сурковской), но и любой остальной(привет госдепу, да). И получается в итоге как в той фразе: «Кролики — они ведь очень любят друг друга. Но оказывается — их разводили«. От этого не выигрывает никто — ни власть, ни люди.

Итоги такого образования мы можем видеть уже сейчас. Говорю просто для примера, что первое на ум придет. Женские форумы, которые пестрят 50 страничными темами, обсуждающими одно и то же высказывание одного героя одного и того же пресловутого дома 2. Или повальное распространение людей, нынче именуемых троллями. Куда им энергию свою девать? Не в обучение же.

Хабр, кстати, эта болезнь почти не затронула, потому что люди, связанные с ИТ могут мыслить рационально, так как там это по определению нужно. Причем не только именно для программистов.

Выводы
  1. Перестать жаловаться на государство/общество/кризис/работодателя/преподавателей/родителей/друзей/звёзды и посмотреть на вещи здраво. Есть видеоуроки, аудиокниги, интерактивные приложения, блоги разработчиков, электронные книги, конференции, хабрахабр в конце концов. Учись — не хочу. И всё это бесплатно. Без регистрации и смс. Есть огромное количество передовых методов познания, начиная от ментальных карт (MindMap), заканчивая чтением комментов к интересному посту на хабрахабре.
  2. Если изучать что-либо, то лучше начинать не с исследования основ, а с исследования возможностей. Чтобы посмотрел на что-то и сказал — хочу также! До основ дойти всегда можно успеть, главное заразить себя тем, что изучается. Конечно старую добрую традицию с написанием простейшего «Hello World» забывать не стоит, но нужно стараться всё-таки писать начальные приложения, которые одновременно и просты и функциональны.
  3. Прорабатывать свои отмазки и находить пути их обхода. В отмазках часто фигурируют лишь домыслы а не факты. Примеры таких отмазок от некоторых моих друзей я привел выше в подразделе «кто виноват».
  1. Мог бы я обучаться эффективнее, чем обучаюсь сейчас? Если да, то почему не делаю этого?
  2. Мог бы я устроиться на более высокооплачиваемую работу? Почему нет? Или почему да, но не устраиваюсь?
  3. Есть ли другие способы заработка кроме работы на дядю?
  4. Почему я не могу открыть собственный бизнес и зарабатывать в разы больше?
  5. (не для всех) Почему я уже столько времени читаю хабрахабр и отличные статьи и комментарии людей, но до сих пор не написал туда собственных интересных статей и комментариев?

Повторюсь, сами ответы не важны. Важны отмазки, которые возникают при этих ответах.

Словарь студента: понятия, которые нужно знать каждому первокурснику

Первые недели учёбы в вузе первокурсники обычно проживают с перманентным чувством растерянности: появляются новые понятия, в которых легко запутаться. Мы собрали небольшой словарь, который пригодится студентам-первокурсникам (и не только).

Автомат — форма досрочного выставления отметки за экзамен или зачёт. Мечта любого студента и стимул к хорошей учёбе. Обычно у каждого преподавателя свои требования к студентам, претендующим на автомат.

Аспирантура — послевузовское образование, цель которого — подготовка научных кадров.

Аспирант — учащийся аспирантуры, который готовится к защите кандидатской диссертации и дальнейшей научной деятельности. Аспирантура — следующая ступень после магистратуры.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Бакалавр — специалист с базовым высшим образованием. Это первая ступень высшего образования. Не путать с неоконченным высшим.

Бакалавриат — базовое высшее образование.

Восстановление — возможность начать обучение заново с того курса, когда произошло отчисление. Первокурснику важно сдать первую сессию, ведь её провал означает перепоступление, а не восстановление.

Государственный экзамен — итоговая проверка знаний и умений будущего специалиста. Отметка выставляется государственной экзаменационной комиссией, в которую входят эксперты в определённой сфере. Самый ответственный экзамен за всё обучение.

Декан — глава факультета. Руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок обязательно, так как все прошения и ходатайства на уровне факультета будут отправляться именно ему.

Дипломная работа (дипломный проект или просто диплом) — один из видов выпускной квалификационной работы студентов, выполняемый ими на последнем курсе. Суть данной работы в том, что выпускник демонстрирует государственной экзаменационной комиссии уровень профессионального мастерства посредством созданного им продукта (разработка девайса, социологическое исследование ).

Дипломник — студент выпускного курса, работающий над дипломной работой (проектом).

Диссертация — научная работа, которая защищается автором перед экзаменационной комиссией (магистерская), учёным советом (кандидатская, докторская) для получения академической или учёной степени. Выпускник магистратуры защищает магистерскую диссертацию.

Доклад — это сообщение, посвящённое заданной теме, которое описывает состояние дел в какой-либо сфере деятельности; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути их решения. Доклад меньше по объёму, чем реферат, но заключает в себе больше информации. А это требует от докладчика умения тезисно и содержательно излагать материал.

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации. К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть кафедра общей стоматологии, ортодонтии, челюстно-лицевой хирургии и др.

Замдекана по воспитательной работе — отвечает за культурную жизнь факультета.

Замдекана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина.

Зачёт — форма оценки знаний, умений и навыков, приобретённых за время посещения практических занятий. Проведение зачётов начинается за пару недель до экзаменационной сессии. Требования к нему (как и сама форма) определяются кафедрой. По итогу в зачётке выставляется «зачтено» / «не зачтено».

Зачётная книжка («зачётка») — документ, в котором содержатся записи о сдаче студентом зачётов, экзаменов, защите курсовых, выпускных квалификационных работ (для бакалавров), дипломных работ (для специалистов) и диссертаций (для магистров), а также производственной (педагогической/учебной) практики.

Зачётку лучше не терять. Восстановить записи в ней будет трудно. Для этого придётся искать всех преподавателей и просить их расписаться в зачётной книжке снова.

Именная стипендия — денежная выплата, установленная государством, физическими или юридическими лицами для наиболее успевающих студентов и учащихся.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Коллоквиум — вид занятия в вузе, на котором преподаватель беседует со студентами по заданной теме, чтобы выявить их уровень знаний.

Консультация — встреча с преподавателем перед экзаменом, которая проводится с целью уточнить непонятные вопросы, восполнить пробелы, настроиться на экзамен и услышать столь долгожданное: «А у вас автомат».

КСР — контролируемая самостоятельная работа — предназначена для того, чтобы проверить, насколько студент умеет работать с теоретической информацией. Преподаватель даёт перечень вопросов, список литературы, а студент лаконично конспектирует ответы. Затем конспект сдаётся на проверку. Эта форма работы учит обращаться с массивом информации, искать ответ на интересующий вопрос.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой. Во многом он напоминает классного руководителя в школе.

Курсовая работа — научное исследование проблемы в рамках учебного курса. Пишется за один семестр. Особо отчаянные берутся подготовить и за несколько ночей, что отражается на качестве работы.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов.

Лабораторная работа — она же «лаба» — вид самостоятельной практической работы студентов. Цель лабораторной работы — закрепить и углубить теоретические знания студента и умение проводить эксперименты.

Лекция — преподаватель устно излагает теоретический материал, студенты конспектируют.

Магистратура — вторая ступень высшего образования, которая следует за бакалавриатом. Срок обучения на дневной форме гуманитарных специальностей составляет один год, на технических — два.

Магистр — учёная степень и лицо, обладающее этой степенью; выпускник магистратуры, имеющий полное высшее образование.

Магистрант — студент магистратуры.

Медиум («экватор») — середина срока обучения у студентов.

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии.

Научная конференция — собрание учёных различных учебных заведений, на котором зачитываются научные доклады по теме конференции. Такие собрания открыты и для студентов, желающих заниматься научными исследованиями.

Одногруппник — студент из твоей группы. Это как одноклассник, но не во всех случаях. Обычно одногруппники — это студенты одной специальности, однако бывает так, что набор на несколько схожих специальностей был небольшим, и студентов объединяют в одну группу.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. Обычно так говорят про студентов со своего факультета. С однокурсниками ты будешь пересекаться на поточных лекциях (когда один предмет преподаётся нескольким группам). У сокурсников всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Ординатура — форма послевузовской подготовки врачей, практическая аспирантура у медиков. Чтобы получить сертификат, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность, нужно ещё два года посвятить практическому обучению, но уже с большей свободой действия, чем у интерна.

Ординатор — учащийся ординатуры.

Пара (академический час) — учебное занятие в вузе. Длится 80 минут. Пары делятся на лекции и практические занятия.

Первокурсник — студент первого курса. Есть вероятность, что ты услышишь фразу «студентом ты станешь только после первой сессии». И в этом есть своя правда.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Проректор — заместитель ректора. В крупных вузах обычно есть первый проректор и множество других, которые специализируются уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения.

Реферат — краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Здесь не требуется приводить собственный взгляд на проблему, предлагать пути её решения. Нужно грамотно пересказать суть вопроса, опираясь на авторский текст источников.

Семинар — практическое занятие в группе под руководством преподавателя. Студенты готовят доклады, рефераты, презентации и выступают перед одногруппниками. Затем выступление обсуждается.

Это замечательная возможность научиться искать, обрабатывать и представлять информацию, вести диалог с аудиторией, дискутировать, что пригодится в профессиональной деятельности.

Семестр — 4 месяца учёбы, которые заканчиваются сессией. В каждом курсе по два семестра.

Сессия — период сдачи зачётов и экзаменов в вузе, выпадающий на зимнюю и летнюю пору. Это испытание занимает примерно месяц, в течение которого проходит не больше пяти экзаменов. На подготовку к каждому отводится не менее трёх дней. Сессия «закрывается» последним сданным экзаменом.

Староста — студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Стипендия — ежемесячная выплата успевающим бюджетникам как мера социальной поддержки. Зависит от среднего балла за экзамены.

Студенческий билет («студак») — документ, который подтверждает, что вы являетесь студентом вуза. Он нужен, чтобы пройти в вуз, взять карту в поликлинике. А также получить скидку для студентов там, где она предоставляется.

Экзамен — форма оценки знаний студента, полученных за время изучения дисциплины (за семестр). Перечень вопросов, требования к сдаче определяет кафедра. Уровень владения предметом оценивается преподавателем по десятибалльной шкале.

Минимальная удовлетворительная отметка — 4, ниже — пересдача (два раза). Не можете явиться на экзамен по уважительной причине (есть документальное подтверждение) — имеете право на продление срока сессии.

Узнайте о наших курсах подготовки к ЦЭ и ЦТ 2024. Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что ответили на ваши вопросы.

Не пропускайте важные новости и подписывайтесь на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook.

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжитесь с нами по адресу info@adukar.com. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Как устроен университет?

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Университеты в России. Как это работает» за авторством ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и проректора НИУ ВШЭ Марии Юдкевич. IQ.HSE публикует из неё ещё один фрагмент, посвящённый организационной структуре и эффективному управлению в вузах.

Модель управления в российском университете в значительной мере определяется характером взаимоотношений университета и государства, а также институциональными условиями, в которых функционируют университеты. Среди наиболее важных из них — низкая академическая мобильность, распространенность инбридинга и слабый уровень развития национального академического рынка.

Ректор и ректорат

В российских университетах, как и в университетах заметного числа стран, первым лицом является ректор. Однако, в отличие от многих других стран, в российской модели университетского управления ректор вуза выступает сразу в двух ипостасях: первого академического лица и руководителя-организатора административной составляющей жизни вуза. То есть он отвечает и за академические, и за организационные решения, фактически сочетая должности провоста и президента, скажем, в стандартной модели американского университета.

И тогда возникает вопрос, на который, наверное, нет однозначного ответа: должен ли ректор быть сильной академической фигурой, или в первую очередь от него требуется быть эффективным менеджером, способным обеспечить все финансовые и инфраструктурные условия для развития и процветания университета? С одной стороны, академический бэкграунд необходим, поскольку ректор должен не только понимать разницу между университетом и коммерческой фирмой, но и ценить уникальные особенности университета. Необходим он и для того, чтобы бюрократическая логика не могла взять верх в организации академических процессов в университете. Наконец, вряд ли человек не из науки сможет организовать процесс производства научного знания.

С другой стороны, в некоторые периоды, особенно в периоды финансовой нестабильности, когда университеты оказываются на грани выживания, или в периоды стремительных социально-экономических трансформаций, когда университеты должны быстро адаптироваться к меняющимся условиям, организаторские способности, связи с бизнес-средой, способности к предпринимательству и фандрайзингу становятся критически важными. В такие моменты внеакадемический опыт может оказаться важнее, чем опыт и связи в академическом мире. По факту же в России подавляющее большинство ректоров имеют академический бэкграунд, и свою карьеру многие из них делали в том же вузе, где впоследствии заняли пост ректора.

Также читайте

Есть и другие отличия между ректором российского вуза и, например, руководителем американского исследовательского университета. В России ректор университета отвечает за всю его деятельность перед курирующим министерством. Обладая всеми полномочиями в вузе, часть из них он может делегировать другим лицам. Но ответственность за принятие всех решений всегда лежит на нем.

Ректор избирается или назначается на пятилетний срок, но ограничений на число избраний до недавнего времени не было, и сегодня многие ректоры занимают свой пост по нескольку десятилетий. Впрочем, существует ограничение по возрасту: ректором университета не может быть человек старше 70 лет. Если кандидату на должность ректора государственного или муниципального вуза больше 70 лет, то для его утверждения в этой должности требуется принятие соответствующей поправки к Федеральному закону.

В 2019 г. доля ректоров в возрасте 55 лет и старше составляла 57%, средний возраст ректора приближался к 60 годам. Большинство ректоров уже много лет занимают эту должность, и 90% ректоров до своего назначения работали в том же вузе. Женщин-ректоров гораздо меньше , чем мужчин. По состоянию на 2015 г. их доля от ректорского состава всех вузов равнялась примерно 20%, а от ректорского состава государственных вузов Минобрнауки России — 15%. Последние несколько лет ректорский состав медленно, но все же демонстрирует тенденцию к омоложению и более частой сменяемости.

Залог устойчивой работы многих региональных вузов — неформальные связи их ректоров с властью на местном уровне, с крупными региональными работодателями, предприятиями региона, что необходимо как для успешного привлечения в вузы финансовых средств, так и для трудоустройства выпускников. Смена ректора означает в большинстве случаев потерю этих специфических связей, что добавляет устойчивости модели длительного срока работы ректора. Укрепляет модель и отсутствие рынка должностей на уровне топ-менеджмента образовательных организаций, что не позволяет вузу найти на конкурсной основе нового ректора извне, а нынешнему ректору — сменить место работы в рамках системы образования.

При ректоре существует коллегиальный совещательный орган — ректорат, состоящий из проректоров и в ряде случаев деканов факультетов. В университете в среднем 5–10 проректоров отвечают за отдельные сферы деятельности, как академической (образовательный процесс, исследования, международная деятельность), так и хозяйственной (финансы, недвижимость, безопасность). В большинстве случаев проректоры, отвечающие за академические направления, — выходцы из академической среды и часто назначаются ректором из числа сотрудников своего вуза. Рынок административно-академических должностей и на уровне проректоров, и на уровне деканов в России отсутствует, и, как правило, проректоры пребывают в своей должности достаточно долго, сменяясь лишь в случае назначения нового ректора. Новые ректоры обычно назначают и новую команду проректоров, отвечающих за ключевые направления деятельности университета.

Организационная структура

Проректор, отвечающий за образовательную деятельность вуза, как правило, курирует все входящие в его состав факультеты (рисунок 9.1). Факультеты реализуют образовательные программы по набору направлений в составе одного широкого дисциплинарного направления. Так, в ряде вузов могут существовать отдельные факультеты истории и филологии, а в других они могут входить в состав одного факультета гуманитарных наук. То же имеет место быть, например, с экономикой и менеджментом.

Факультет возглавляет декан, в задачи которого входят как стратегическое развитие факультета и его образовательных программ, так и обеспечение эффективного функционирования подразделения в целом. Согласно Трудовому кодексу , на должность декана не проводится кадрового конкурса в том виде, в каком это делается для основных профессорско-преподавательских должностей. Декан — избираемая должность, и порядок проведения выборов устанавливается уставом вуза. До недавнего времени деканы должны были назначаться из числа ведущих профессоров или заведующих кафедрами факультета, поэтому на должность декана мог быть избран только уже работающий в университете сотрудник. Избрать на должность декана внешнего по отношению к университету человека российское законодательство не позволяло. Сегодня это ограничение отменено, и вузы могут проводить открытые конкурсы на должности деканов. Впрочем, такой возможностью они пока практически не пользуются.

На уровне деканов мы также можем видеть особенности российской модели академического администратора: заняв эту должность, декан переходит в разряд администраторов и впоследствии, за редким исключением, не превращается вновь в обыкновенного профессора.

Если во многих академических системах работа в должности декана — своего рода вклад в обеспечение общественного блага и через некоторое время эта должность переходит к другому профессору департамента, а бывший декан возвращается к своим профессорским обязанностям, то в российской модели управления такая сменяемость не предполагается.

Декан должен избираться академическим органом вуза, и с ним должен заключаться бессрочный трудовой договор. Тем не менее нередко деканов фактически назначает ректор, который может возложить на сотрудника факультета (как правило, профессора или заведующего кафедрой) временные обязанности декана. Каких-либо формальных ограничений на временное исполнение обязанностей нет, работа в таком статусе может продолжаться сколь угодно долго. Этим и пользуются ректоры, когда хотят избежать выборной процедуры. А сами факультеты, в свою очередь, состоят из кафедр.

Кафедральная система и ее альтернативы

Кафедра — это базовая организационная единица и в то же время центр принятия решений по всем вопросам, связанным с учебным процессом (включая наем преподавателей). Имея немецкую кафедру в качестве прообраза и ориентира, кафедра в российской университетской системе все же отличается от нее. В частности, на кафедре может быть несколько профессоров, наделенных одинаковыми правами в принятии решений. Обычно кафедры формируются по отдельным, достаточно узким дисциплинарным направлениям. Они призваны координировать работу сотрудников (прежде всего их преподавательскую работу). На небольших кафедрах может быть 7–10 человек, а на больших — несколько десятков. По сравнению с департаментами американских университетов, кафедрам и факультетам российских вузов присуща большая концентрация власти. Кроме того, наши кафедры — это в первую очередь преподавательские единицы.

В России кафедра представляет собой строго иерархичную структуру. Ею руководит заведующий кафедрой, который принимает основные решения и несет ответственность за ее деятельность перед руководством. Однако, по сравнению со своими немецкими коллегами, заведующий кафедрой в российской традиции, скорее, координатор и организатор соответствующей части общеуниверситетских процессов, закрепленных за кафедрой, нежели идеолог содержательного развития определенного научного направления. Нового сотрудника принимают на одну из кафедр, а не на факультет в целом, и его непосредственным начальником становится именно заведующий кафедрой.

Кафедры выполняют четыре важные функции:

Во-первых, каждая кафедра отвечает за свою часть учебного плана. Для координации, планирования и контроля образовательного процесса кафедры используют индивидуальные планы преподавателей, в которых фиксируется объем и структура преподавательских обязательств на учебный год. Этот инструмент унаследован с советских времен — он был введен еще в 1956 г.. Совокупность нагрузок, зафиксированных в индивидуальных планах сотрудников, — это общая нагрузка кафедры, выполнение которой организует заведующий кафедрой. Годовой объем нагрузки вычисляется в часах. Нагрузка ассистента преподавателя — 750–1000 часов в год; нагрузка профессора — 600– 750 часов. Такой объем нагрузки означает, что сотрудник имеет по крайней мере три, а иногда и четыре дня, полностью загруженных преподаванием. Естественно, на исследования остается совсем немного времени. Вместе с тем у заведующего кафедрой есть возможность варьировать (в допустимых пределах) нагрузку сотрудников. Например, на время длительной командировки кого-то из преподавателей его нагрузка может быть передана коллегам по кафедре. Заведующий кафедрой может уменьшить нагрузку тем преподавателям, кто наиболее активен и успешен в исследованиях, и увеличить ее тем, кто в них не столь продуктивен. Иными словами, заведующий кафедрой может использовать дифференцированную нагрузку как элемент кадровой политики в отношении своего коллектива.

Во-вторых, кафедра отвечает за наем преподавателей. Количество преподавательских позиций на каждой кафедре определяется объемом педагогической нагрузки, закрепленным за кафедрой в учебном плане вуза.

В-третьих, кафедра выступает в качестве экспертного органа в учебной и методической работе по своему направлению. Например, и в советской, и в нынешней системе замещения вакантных должностей кандидат на должность обсуждается на заседании кафедры, и кафедра дает (или не дает) ему рекомендацию (хотя решение кафедры носит в большей степени рекомендательный характер и не является блокирующим). Во многих университетах России распространена практика взаимного посещения преподавателями в рамках одной кафедры занятий друг друга — кстати, довольно оригинальный опыт. Такая же практика имеет место и в зарубежных академических системах, но, пожалуй, только в российской она проходит по утвержденному графику, с последующим публичным обсуждением результатов на заседании кафедры. На заседаниях кафедры часто обсуждаются программы учебных дисциплин. Все это, помимо прочего, делает кафедру еще и социальной единицей, чье функционирование способствует минимизации внутрифакультетской конкуренции.

Такой социализации способствует еще и то, что в подавляющем большинстве вузов преподаватели факультета не обеспечены ни отдельными кабинетами, ни даже постоянными, закрепленными за ними рабочими местами. Отдельные кабинеты обычно имеют только заведующие кафедрами. И в дополнение к кабинету кафедре выделяют одну или две комнаты. В них оборудовано несколько рабочих мест, которые и занимают преподаватели, когда находятся в вузе, но не ведут занятия. Неизбежно на кафедре формируется тесное общение и плотные социальные связи. При этом отсутствие нормального стационарного рабочего места формирует и легитимизирует в сознании преподавателя паттерн поведения работать надо дома , согласно которому преподаватели заходят на кафедру только на переменах и в перерывах между занятиями, а в свободные от преподавания дни предпочитают работать дома.

Наконец, в-четвертых, кафедра играет важную роль в подготовке кадров. За каждой кафедрой закрепляют тех аспирантов, чьи научные руководители являются сотрудниками кафедры. На заседаниях кафедры утверждаются планы работы аспирантов и заслушиваются их отчеты; происходит первое публичное обсуждение будущей диссертационной работы. В основном из числа аспирантов идет пополнение состава кафедры молодыми преподавателями. Аспиранты обычно ведут семинарские занятия по курсам, которые читают преподаватели кафедры. Таким образом, происходит передача институционального опыта.

Совмещение первых трех функций в одной организационной единице сильно влияет на стимулы кафедры и ее деятельность.

Одно из важных следствий — стремление каждой кафедры увеличить количество своих курсов в учебном плане, чтобы получить больше преподавательских позиций. Такой стимул, очевидно, контрпродуктивен, поскольку ориентирован не на оптимизацию образовательного процесса, а на увеличение аудиторной нагрузки на студентов. После того как за сотрудником закрепляется тот или иной обязательный курс в учебном плане, он может читать его годами, а иногда и десятилетиями. Ключевые курсы в некоторых университетах начинают ассоциироваться с конкретными людьми, передающими их потом по наследству своим аспирантам. Убрать какой-то курс из программы означает лишить конкретного сотрудника значительной части нагрузки, и заведующий кафедрой хорошо это понимает. Поэтому, заинтересованный в статус-кво, он будет стараться сохранить за кафедрой все курсы, обосновывая важность каждого из них для подготовки специалистов. Естественно, это способствует закостенению учебного плана и в конечном счете его стагнации.

Не заинтересованы кафедры и в расширении числа элективных курсов за счет уменьшения обязательной составляющей программы, поскольку выбор для них подразумевает снижение определенности для кафедры в получении того или иного объема нагрузки в учебном году.

Другое важное следствие имеет непосредственное отношение к найму преподавателей. Теоретически, когда контракт с кем-то из сотрудников кафедры подходит к концу, университет должен распространить информацию о наличии вакансии на кафедре максимально широко, чтобы и внутренние, и внешние кандидаты могли принять участие в конкурсе. В реальности же заведующий кафедрой может быть в первую очередь заинтересован в сохранении уже работающих сотрудников, поскольку хотел бы поддерживать здоровую атмосферу в коллективе, а такая атмосфера часто ассоциируется в университете именно с гарантиями (пусть и неформальными) стабильности, долгосрочной занятости, с отсутствием внутренней конкуренции. И поэтому он не будет пытаться привлечь внешних (пусть даже потенциально более сильных) кандидатов.

О кафедрах последнее время часто говорят как об институциональных ловушках . Действительно, кафедры эффективно решали задачу кадровой политики в рамках доминирования преподавательской миссии университетов при отсутствии рыночной конкуренции. Но сегодня они уже не столь успешно справляются с ней, когда оказались в конкурентной среде и ищут баланс между преподавательскими и исследовательскими миссиями. Скорее, такая институциональная организация тормозит развитие конкурентоспособных команд, и вузы начинают искать иные структурные решения. Однако, как показывают первые попытки, движение к более эффективной организации кадровых и образовательных решений разрушает социальные связи и неформальные механизмы координации и взаимной поддержки, существовавшие на кафедрах. И им еще предстоит найти эквивалентную замену.

Если резюмировать особенности традиционных форм академической организации в советских университетах, то прежде всего следует указать на роль кафедр в институционализации повседневного общения преподавателей и формировании очень плотной сети научных и образовательных взаимодействий. Такая сеть включала обсуждение научных работ, взаимный контроль качества преподавания, формирование программ учебных курсов, утверждение тем аспирантов и проч. Кафедральные сети были локальны, могли поощрять инбридинг и провинциализм, но они поддерживали достаточно широкие научные и профессиональные компетенции советских ученых и высокое качество преподавания. Кафедральная система в советское время обеспечивала (наряду с рекомендованными учебниками и примерными образовательными программами) приемлемое качество высшей школы в условиях дефицита квалифицированных научно-педагогических кадров во многих провинциальных городах.

Многие успехи советской высшей школы, ее устойчивость и адаптивность можно вывести из факультетской и особенно кафедральной системы, хотя она сдерживала инновации в высшем образовании, препятствовала междисциплинарным исследованиям и образовательным программам.

В последнее время все большее количество вузов отходят от кафедральной структуры и переходят к департаментам и институтам, представляющим собой объединения нескольких кафедр. Принципиальное отличие новых организационных структур от классической кафедральной заключается не в отсутствии кафедр (в абсолютном большинстве случаев кафедры остаются в структуре вузов), а в перераспределении административных полномочий в сфере управления образовательными программами и учебным процессом между факультетами, департаментами, институтами, с одной стороны, и кафедрами — с другой. Если в прежней классической модели кафедры обладали широким спектром полномочий в сфере реализации образовательных программ (формирование учебного плана, распределение учебных часов, открытие новых учебных дисциплин, решение кадровых вопросов), то в новой модели вновь созданные или трансформированные факультеты, департаменты и институты ответственны за стратегические направления (развитие образовательной и научной деятельности подразделения, формирование и реализация кадровой политики и т.д.).

Кафедры в современной модели играют роль сообщества единомышленников — малых структурных подразделений, которые объединяют преподавателей в рамках определенного научно-исследовательского профиля. Административные функции переведены на уровень более крупных структурных подразделений — факультетов, департаментов, институтов. Подобные преобразования обусловлены в том числе трансформацией роли кафедр в учебном процессе. Если в рамках советской модели специалитета на кафедрах происходила специализация старшекурсников и был смысл рассматривать кафедры как обособленные структурные подразделения с определенной научно-учебной специализацией и набором административных полномочий для организации и планирования своей деятельности, то в современной модели бакалавриат + магистратура специализация происходит в магистратуре без привязки к кафедрам.

В сегменте ведущих вузов переход от кафедр к департаментам и институтам приобрел системный характер: около трех четвертей вузов за последние несколько лет перешли на новую структуру. В массовом сегменте государственных вузов новая структура не так популярна — на нее перешли менее трети вузов.

Органы и системы управления

В университете существует несколько коллегиальных органов управления. К ним относятся, в первую очередь, ученый совет вуза и ученые советы факультетов. Коллегиальный орган, принимающий ряд ключевых решений на уровне факультета, — ученый совет факультета, в который входят в том числе заведующие кафедрами. Тем не менее на практике лишь около 40% преподавателей отмечают коллегиальность в процессе принятия решений в вузах (график 9.2). Около 70% убеждены в том, что для вузов более характерен стиль управления сверху вниз, и почти половина отмечает высокую степень бюрократизированности административного процесса. В то же время каждому второму преподавателю заметна ориентация руководства вуза на результаты преподавательской и исследовательской деятельности, а также на адекватный уровень взаимопонимания между руководством и профессорско-преподавательским составом. Почти две трети отмечают компетентность руководителей и их особое внимание к миссии вуза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *