Написал программу на питон что дальше
Перейти к содержимому

Написал программу на питон что дальше

  • автор:

Как написать программу на Python

В прошлой статье я рассказал как установить Python и среду разработки PyCharm. В этой статье поговорим о том, как написать программу на Python.

Что для этого нужно?

Для того, чтобы написать программу на любом языке программирования нужно знать, что мы хотим сделать.

Давайте для начала напишем самую простую программу, которая просто выводит сообщение в консоль. По традиции, этим сообщением является «Hello world!».

Функция print

Функция print() выводит сообщение в консоль. В скобках в качестве параметра передается сообщение и/или переменные.

1. Создаем файл с расширением .py

2. Пишем в нем строку

Если мы запустим этот файл двойным нажатием левой кнопкой мыши, то он быстро закроется, и мы не успеем разглядеть наше сообщение.

Для того, чтобы этого не происходило добавим функцию input()

Функция input

Функция input() предназначена для считывания данных с клавиатуры. В скобках передается сообщение, которое будет выведено в консоль.

Добавим в конце нашей программы input(«Нажмите enter для продолжения. «), и тогда наша программа не закроется. Код будет выглядеть так:

print(«Hello World!»)

input(«Нажмите enter для продолжения. «)

Я не буду писать программу, а запущу Python из командной строки, чтобы показать вам, что всё работает.

Заключение

1. Для того, чтобы написать программу на Python, нужно сформулировать, что мы хотим сделать (в нашем примере мы захотели вывести сообщение «hello world» в консоль)

2. Нужно знать синтаксис языка программирования Python (благо, он не такой сложный, в отличии от некоторых других языков программирования)

Чтобы изучать программирование на языке Python было проще, специально для вас я создал ютуб-канал «Русский питонист», на котором уже опубликовал плейлист по основам Python.

Первая программа. Среда разработки IDLE

Python 3 логотип

Сегодня мы напишем свою первую программу в среде разработки IDLE.

После загрузки и установки python открываем IDLE (среда разработки на языке Python, поставляемая вместе с дистрибутивом).

Здесь и далее буду приводить примеры под ОС Windows, так как именно она у меня сейчас под рукой.

Запускаем IDLE (изначально запускается в интерактивном режиме), после чего уже можно начинать писать первую программу. Традиционно, первой программой у нас будет «hello world».

Чтобы написать «hello world» на python, достаточно всего одной строки:

Вводим этот код в IDLE и нажимаем Enter. Результат виден на картинке:

Поздравляю! Вы написали свою первую программу на python! (если что-то не работает).

С интерактивным режимом мы немного познакомились, можете с ним ещё поиграться, например, написать

Но, всё-таки, интерактивный режим не будет являться основным. В основном, вы будете сохранять программный код в файл и запускать уже файл.

Для того, чтобы создать новое окно, в интерактивном режиме IDLE выберите File → New File (или нажмите Ctrl + N).

В открывшемся окне введите следующий код:

Первая строка печатает вопрос ("Как Вас зовут? "), ожидает, пока вы не напечатаете что-нибудь и не нажмёте Enter и сохраняет введённое значение в переменной name.

Во второй строке мы используем функцию print для вывода текста на экран, в данном случае для вывода «Привет, » и того, что хранится в переменной «name».

Теперь нажмём F5 (или выберем в меню IDLE Run → Run Module) и убедимся, что то, что мы написали, работает. Перед запуском IDLE предложит нам сохранить файл. Сохраним туда, куда вам будет удобно, после чего программа запустится.

Вы должны увидеть что-то наподобие этого (на скриншоте слева — файл с написанной вами программой, справа — результат её работы):

Поздравляю! Вы научились писать простейшие программы, а также познакомились со средой разработки IDLE. Теперь можно немного отдохнуть, а потом начать изучать python дальше. Можете посмотреть синтаксис python, циклы или условия. Желаю удачи!

Для вставки кода на Python в комментарий заключайте его в теги

Что делать с кодом после того, как он написан?

Всем привет! Уже несколько месяцев я изучаю Python и не могу понять главного: что делать с кодом после его написания? В курсах, которые я проходила рассказывали о типах данных, давали задания по написанию кода, но не говорили, что потом делать с готовым кодом. Предположим, что я пишу простой код, где программа будет спрашивать имя у пользователя, а потом с ним здороваться. Куда отправлять его потом отправлять, чтобы в дальнейшем пользователь мог пройти по ссылке и сделать это? Или это командная работа и здесь не обойтись без других специалистов, которые будут создавать сайт, верстать страницу и т.д.?
Наверное, мой вопрос покажется глупым, но мне очень необходимо это понять. Вроде. получается писать код, при проверке в текстовом редакторе все работает, но что делать дальше, чтобы другие могли им пользоваться , я не понимаю.

  • Вопрос задан более трёх лет назад
  • 4053 просмотра

2 комментария

Простой 2 комментария

solotony

что значит "при проверке в текстовом редакторе все работает" ?
у вас сам питон то, надеюсь установлен ? или вы пишете в все в онлайн юпитере ?

merik__b @merik__b Автор вопроса
установлен
Решения вопроса 0
Ответы на вопрос 8

HemulGM

Hemul GM @HemulGM Куратор тега Python
Delphi Developer, сис. админ

Питон не полноценный язык (в данном случае), он интерпретируемый. Он не умеет создавать исполнительный файлы, которые ты мог бы скинуть другу, который мог бы просто запустить твою программу. Питон зависит от интерпретатора (как раз таки программы), который исполняет твой скрипт.
Скрипт на питоне можно конечно "сделать" исполнительным, но это лишь костыль (pyinstaller). Питон используется в других областях и в области десктоп софта он не очень подходит.
На питоне можно написать скрипт, который будет генерировать страницу сайта для веб сервера. И тогда ты сможешь "дать свою программу другим". Но это более сложное предприятие и для этого тебе ещё многому придётся научиться.

Для написания обычных программ (с интерфейсом и возможностью работать самостоятельно) тебе нужен другой язык. Например, C#, Delphi, C++. Которые имеют большие возможности, а среды для таких языков массу инструментов для разработки хорошего приложения. В том числе и приложения на Android и iOS.

Ответ написан более трёх лет назад
Нравится 2 10 комментариев

лишь костыль (pyinstaller)

но рабочий, ну и есть nuitka и cython, было бы желание - а бинарник собрать можно.

HemulGM

Hemul GM @HemulGM Куратор тега Python

mkone112, все костыли рабочие, но костылями они от этого не перестанут быть.
Какой смысл городить такие костыли, если язык создавался как интерпретируемый?

Hemul GM, что есть не костыль?

HemulGM

Hemul GM @HemulGM Куратор тега Python
mkone112, использование питона по предназначению
Hemul GM, кто определяет для чего он предназначен?

HemulGM

Hemul GM @HemulGM Куратор тега Python

mkone112, ты знаешь, что такое "интерпретируемый язык"? Так вот он изначально не создавался как самостоятельный

Hemul GM, ты знаешь что такое "война"? Так вот компьютеры изначально создавались для войны, а не для споров в интернетах.

solotony

для выполнения программы на Java ей требуется "костыль" - JVM
для выполнения программы на C++ ей требуется "костыль" - операционная система
для запуска ОС ей требуется костыль - BIOS

HemulGM

Hemul GM @HemulGM Куратор тега Python

Antonio Solo, не надо путать *** с пальцем, хорошо?
Компилируемый язык создается, чтоб писать софт под конкретную ОС. В то время как интерпретируемый создается для исполнения его внутри другой программы.

Вы видимо не понимаете, для чего нужен BIOS, иначе бы так не молвили.

не надо путать *** с пальцем, хорошо?

Почему тебе можно, а другим нельзя?

romesses

Backend инженер

Когда ПО разработано, его нужно доставить до конечного пользователя. Это называется развертывание ПО, англ. Software deployment (Википедия).
ПО может работать на другом компьютере, или на специальной железяке с функцией сервера, к которой доступ осуществляется по сети. В случае работы на сервере, ПО должно работать в функции сервера, обрабатывающего запросы с клиента.

Для настольного обычно используют установщики ПО (software installer). Подготовив набор файлов установщика (обычно 1 файл), его публикуют где-то в каталогах ПО в интернете или просто на своем веб-сайте. Пользователь, скачивая, устанавливает ПО и запускает его для работы.

Для развертывания ПО на сервере есть множество способов.
Примитивный способ:
запаковать в ZIP, затем перенести код на сервер по FTP, распаковать в директории.

Более разумный:
У себя на компьютере разрабатывать и когда добавлена новая фунция или исправление, синхронизировать изменения по Git в хостинг Git (GitLab.com, GitHub.com, BitBucket.com и прочие). При разворачивании на сервере синхронизировать с репозитория Git на сервер.

Есть веб-сайты поставщиков услуг, при помощи которых можно устанавливать ПО, умея работать лишь с Git (PaaS). Суть состоит в том, что при синхронизации кода на удаленный репозиторий Git, срабатывает установка установщика и он сам автоматически устанавливает ПО и запускает новую версию. И все это без необходимости в знании как работают сервера.

Python — от первого запуска до первой программы

Наверняка, вам уже надоела скучная теория о программировании на Python и хочется как можно скорее перейти к увлекательной практике.

Python — от первого запуска до первой программы

Но для того, чтобы написать свою первую строчку, необходимо установить Python на своё устройство. Конечно, во избежание проблем с зараженным ПО, лучше всего скачать программу с официального сайта разработчика.

Во-первых, это совершенно безопасно, во-вторых, там есть вся необходимая информация по установке, и, в-третьих, на ресурсе будет доступна самая свежая версия.

Установка проходит по стандартной схеме:

  1. Качаем программу для своей ОС.
  2. Открываем загрузочный файл.
  3. Жмем «Install Now», проставляем все нужные галочки.
  4. Выбираем путь инсталляции.
  5. Жмем «Install» и ожидаем завершения установки.
  6. После окончания установочного процесса, запускаем файл .exe.

Если всё прошло правильно, то перед нами появится окошко, очень похожее на стандартную командную строку. Но не помешает лишний раз проверить наш интерпретатор, поэтому попробуем сложить любые простые числа, и в итоге у нас должен отобразиться результат их суммы. Если всё получилось, то Python работает корректно.

Что может быть проще?

Готовьтесь, сейчас вы создадите на Python твою первую простую, но зато рабочую программу! Что для этого потребуется?

Запустите интерпретатор, и мы сможем написать в нем ту самую знаменитую фразу «Hello, world!». Конечно, это элементарный уровень, но именно этот процесс и демонстрирует нам, как программа посредством языка Python получает команды, обрабатывает и выдает конечный результат.

Итак, пишем строку:

Python — от первого запуска до первой программы

Затем жмем на клавиатуре Enter и наслаждаемся полученным результатом в виде забавного приветствия:

Python — от первого запуска до первой программы

Наши аплодисменты! Это первый шаг на пути к знакомству с миром языка Python! Не будем останавливаться на достигнутом, и попробуем немного усложнить саму программу. К тому же, интерактивное отображение кода легко создается, читается и редактируется, но для того, чтобы сохранять прогресс в отдельном проекте, необходимо изначально работать с файлами.

Создаем текстовый документ, сохраняем его, переименовываем его так, как душе угодно. Но самое главное – не забываем приписать в конце названия расширение «.py» (сокращение от Python), иначе файл не будет открываться корректно.

Python — от первого запуска до первой программы

Откроем созданный файл и попытаемся немного углубиться в тему изучения базовых возможностей языка, усложнив изначальную программу. Добавим в неё несколько строк, чтобы она выглядела таким образом, а также, разберем каждую из них:

Python — от первого запуска до первой программы

  1. Выводится приветственный текст на монитор при помощи команды print.
  2. Выводится вопрос (в данном случае «Как тебя зовут?»), ожидание заполнения строки с именем пользователя (name) и нажатия клавиши Enter.
  3. С помощью функции print текст выводится на экран. В конкретной ситуации на экране появляется значение из переменной функции name и надпись «, добро пожаловать в мир Python!».
  4. Четвертая строка ожидает нажатия клавиши Enter для завершения программы.

Видите, ничего сложного в этом нет! Достаточно строго соблюдать логику, синтаксис, пробелы и знаки препинания, чтобы конечный результат нас по-настоящему порадовал. Но зачем сидеть не месте, если можно попробовать что-то более сложное?

Крестики-нолики

На первый взгляд может показаться, что это слишком простая задача. Но ведь это логическая игра, поэтому сама программа должна подчиняться определенной логике, в которой мы сейчас попробуем разобраться.

Что такое крестики-нолики? Это одна из самых популярных игр с полями 3 на 3 клетки, где не требуется никаких дополнительных атрибутов, вроде костей, фишек, карт и пр., лишь ручка и листок. В нашем же случае это будет монитор и командная строка или текстовый файл, например, Notepad++.

Первое, что необходимо сделать – это задать поле с числами от 1 до 9, а поможет нам в этом функция range.

Python — от первого запуска до первой программы

Для того, чтобы формат был для нас более понятным, мы напишем специальную функцию.

Python — от первого запуска до первой программы

Что же получится, если мы запустим этот код?

Python — от первого запуска до первой программы

Без введения данных эта игра превращается в статичную таблицу с числами, а нам нужен настоящий «экшн», так что внедряем в код функцию take_input.

Python — от первого запуска до первой программы

Как мы могли заметить, при команде take_input она создает параметр player_token (крестик/нолик), и это зависит от игрока, который должен сделать ход. Но важно, чтобы наша игра не вышла за пределы чисел 1 и 9, и поэтому мы должны воспользоваться конструкциями try/except и if/else, которые позволяют разобраться, использовалась ли уже данная область или нет. Также, стоит указать на один важный момент – функция take_input не вернула значений, а лишь заменила данный список board.

Теперь нам необходимо внедрить функцию, которая будет проверять поле нашей игры, которую можно обозначить как check_win, хотя вы можете придумать любое другое удобное для себя название.

Python — от первого запуска до первой программы

Опытные программисты прекрасно знают, что процесс проверки игры – это одна из самых популярных задач при обучении на курсах программирования. Главная её особенность в том, что 2 совершенно одинаковые задачи можно решить различными путями.

В нашем коде мы воспользовались кортежем (tuple) с координатами, по которым присуждается победа, и затем использовался цикл for, В том случае, если символы совпадали, то возвращался символ, соответствующий победе, в другом случае возвращалось значение False.

Не стоит забывать, что если строку, занятую победным символом, привести к логическому типу, то нам вернется True.

Теперь мы должны прописать функцию main, объединяющую в себе все функции, которые были описаны выше.

Python — от первого запуска до первой программы

В чем же суть функции main? Здесь всё довольно просто.

Если переменная counter будет >4, то совершенно нет необходимости вызывать check_win, ведь до 5 хода победа невозможна. Для такой же цели была создана tmp, и мы отметили её значение и применили в строке №48. Конечно, явных плюсов в таком подходе нет, но зато он может здорово «разгрузить» системный процессов при обработке более крупных объемов информации.

Ну, что, перейдем к самой игре с помощью main(board)?

Python — от первого запуска до первой программы

Если у вас возникли проблемы с отображением кириллических символов, то добавьте эту строку в самом верху кода.

Понравилось создавать программы и игры собственными руками? Тогда приходите на наш курс Python-разработчик. Здесь вы узнаете, что профессия программиста требует не только аналитического, но и творческого подхода. Опыт лучших педагогов, оснащенные классы, приятные акции и самые свежие знания – всё это Школа Бруноям!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *