Структура которая став однажды достаточно сложной стремится к
Перейти к содержимому

Структура которая став однажды достаточно сложной стремится к

  • автор:

1 Имеется в системе.

• обеспечивает связь всех участников в единую сеть, подобную нейронной цепи центральной нервной системы.

. Интернет предполагает новую парадигму мышления. Прежде всего потому, что, подобно кол­лективному сознанию, «всемирной паутине» свойственна внеш­няя независимость составляющих подструктур, множественность параметров саморегуляции (типа полимотивированности психи­ки), спонтанная синхронизация, когерентность внутренних про­цессов, многомерность и неоднозначность, характерная для чрез­мерно сложных структур хаоса, словом, системность, находящая­ся в непрерывном становлении и порождении.

Фриц Перлз (гештальт-терапия) — фундаментом геш-тальт-терапии послужил психоанализ. Но огромное влияние ока­зали также философия экзистенциализма и гештальт-психология, делавшая упор на исследование целостных структур внутреннего опыта. Центральным пунктом концепции личности у Перлза было понятие психологической зрелости, которое соединяло в себе три подхода: психоаналитический, экзистенциальный и гештальтистский, по принципу дополнительности описывающие важнейшие свойства личности:

1. В терминах психоанализа зрелая личность отличается высо­кой внутрипсихической дифференцированостыо, осознано-стью влечений, способна отличать одно состояние от другого и отделять свои отношения и чувства от внешних объектов.

2. С точки зрения экзистенциализма зрелость — это способ­ность к ответственному выбору, свобода от зависимости, са­модостаточность и самодетерминация.

3. В рамках гештальт-психологии зрелость — это ощущение це­лостности и аутентичности личности.

А в целом зрелость — это оптимальное состояние психики, в котором человек не испытывает нужды в поддержке извне, от окружающего мира, а находит достаточные источники энергии и уверенности в самом себе.

По Перлзу, неспособность различать свои и чужие ценности, мнения, чувства означает слабую внутреннюю диффе­ренциацию, размытость границ «Я». Но для Перлза подобная неспособность различать «свое» и «чужое» актуальна не только как вопрос взаимодействия с кол­лективным сознанием, но и шире, как проблема самоопределе­ния в любом контакте с внешним миром и другим человеком. И он определяет четыре патогенных формы нарушения контакта с миром:

  1. Слияние состоит в том, что человек не в состоянии диффе­ренцировать себя и других, не определяет, где кончается его «Я» и где начинается «Я» другого человека, и характеризуется пере­живанием синтонности, эмоциональной связи, непосредственно­го ощущения единства. Можно сказать, что слияние есть наи­большая степень нерасчлененности.
  2. Интроекция — это тенденция принимать установки и убежде­ния других людей без критики. «Интроекты», то есть убеждения, мысли или чувства, которые не были проработаны и потому не стали личностными, вступают в противоречие с глубинными представлениями.
  3. Проекция — это обратное и дополнительное к интроекции стремление приписывать другим людям и внешним обстоятельст­вам то, что происходит внутри «Я». При проекции граница со средой сдвинута таким образом, что некоторые аспекты «Я» выглядят принадле­жащими внешнему миру.
  4. Ретрофлексия буквально означает «поворот на себя». Ретро­флексирующий человек склонен искать причины всего происхо­дящего в себе самом и вместо того, чтобы воздействовать на сре­ду, воздействует на самого себя. В результате у чело­века формируется отстраненное отношение к себе как внешнему объекту, постороннему лицу. Четко разделяется «Я» как субъект действия и «Я» как объект рефлексии и оценки. Тем не менее ретрофлексия характеризует достаточно высокую степень внтурипсихической дифференциации, при кото­рой становится возможным разделение позиции «Я» как субъекта действия и как наблюдателя-судьи.

Отсюда проистекает идея множественности «Я», которая в гештальт-терапии оформляется в методологию достижения цело­стности личности путем интеграции взаимоисключающих ипоста­сей «Я», внутренних противоречий и амбивалентных чувств.

Интернет становится полем становления личности, ее интеллектуального взросления в том смысле, которое придавал этому слову Ф. Перлз.

Понять, что в окружающей среде нет ни направляющей руки, ни защищающих тормозов, а есть только собственная разумная воля и бесконечные возможности самореализации — значит при­общиться к новому типу мышления, общения, поведения и твор­чества. Есть основания обозначить такую парадигму «Net-мышле­ние», хотя бы потому, что Интернет как бы дооформляет психи­ческий аппарат продвинутой личности конца XX в. Суть в разнообразии аспектов виртуальной активности, которые выводят человека на новый этап интеллектуальной эво­люции. В частности, сама возможность анонимного, безопасного самовыражения позволяет человеку быть любым, отринуть все ограничения и обязательства, которые накладывает на него соци­альная жизнь, включая страх быть наказанным, чего-то лишить­ся, что-то не оправдать и т.п. Благодаря этому каждый может при желании смоделировать и опробовать новую роль, реализовать те черты личности, которые не находят выражения в реальной жизни.

Более того, у одного и того же челове­ка может быть множество ников, отражающих различные аспек­ты его личности, каждый из которых может рассматриваться как субличность. Согласно определению известного психолога Мар­гарет Руффлер, «субличность — это психодинамическая структу­ра, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к неза­висимому существованию. Она обладает собственными характе­ристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через лич­ность» 23 .

Психологи выделяют три основных категории базисных убеждений, питающих чувство бе­зопасности:

1. Убежденность в благосклонности мира и дружелюбии людей (ожидание позитивного отношения к себе, а не враждебного).

2. Вера в контролируемость и предсказуемость мира (предполо­жение, что, поступая «правильно», можно минимизировать собственную уязвимость).

3. Чувство собственной уникальности и значимости (в норме человек обладает достаточно высоким самоуважением, что позволяет ему рассчитывать на благосклонность и справедли­вость судьбы, верить, что он не заслуживает того, чтобы не­счастье случилось именно с ним) 30 .

Предпочитает ли че­ловек опереться на значимых других или рассчитывает прежде всего на себя, зависит от типа культуры, которые в этом плане разделяются современными исследователями по таким парамет­рам, как индивидуализм и коллективизм. Согласно измерениям Дж. Ховстеда, в так называемой кросс-культурной (межэтнической) психологии развернута более соответствующая процессам становления индивидуальной и груп­повой идентичности оппозиция оллоцентризм—идиоцентризм.

Стремление личности выступать самодостаточной детерми-нантой собственных мыслей, выборов и поступков определяется как идиоцентризм или самоориентация в противоположность ол-лоцентризму, то есть коллективистской ориентации. Идиоцент­ризм как психологическое свойство личности соотносится с ин­дивидуализмом как свойством культуры, а оллоцентризм — с коллективизмом.

типо­логические особенности сетевого текста, которые требуют особо­го способа мышления:

  1. Прежде всего это гипертекстовые ссылки или «линки» (от англ. link — сцепка, линия связи, связующее зве­но), которые пронизывают всю толщу культуры и благодаря ко­торым текст в себе самом несет указание, в какие разнообразные контексты он может быть включен и какие при этом может иметь разнообразные значения. А сегодня спе­цифику Net-мышления следовало бы определять как «свободу воли» сетевого текста.

Паутина взаимопересекающихся «линков» способна переме­шать контексты сообщений в состояние чуть ли не первобытного синкретизма. паутинотекст не имеет «экспозиции», «завязки», «куль­минации» и т.п. Композиция упрощается до простого перечня фактов, мнений, прецедентов, цитат, подробностей, деталей, привходящих обстоятельств, разного рода данных и персоналий.

  1. вторым спе­цифическим свойством сетевого текста является своеобразная ассорти-композиция, когда более или менее укомплектованное содержание разворачивается по принципу удобства доступа, как на прилавке или верстальном столе.
  2. Третьей типологической особенностью сетевого текста можно считать его специфический темпоритм. Никакой избыточной инфор­мации, никакого разжевывания, никаких прокладок между разде­лами, ничего акцентирующего. В языковом плане это выражается в мак­симальной субстантивации лексики, преобладании номинативных предложений, сугубом лаконизме, даже прерывистости изложения и особенно в эллиптическом характере грамматических конструкций.

Четвертой важной особенностью паутинотекста является специфическая стилистика интерактивности. Любой сайт или мэсидж (от англ. message — послание) Интернета отличают устойчивые типологические признаки: акцентуированный ник (псевдоним) или нарочитая самопрезентация; макароническое словоупотребление; слэнговая фразеология; упрощенность и од­новременно жеманность синтаксиса; экстравагантность и апломб суждений.

. Современный философ В.В. Тарасенко предлагает специальное понятие — «фрактальный нарратив», которым можно описать «способ создания повествований, кон­цептов, познавательных, культурных практик» в Интернете. Имено так бельгийский математик Бенуа Мандельброт назвал свою книгу о «нерегуляр­ных, но самоподобных структурах» (1977). В его определении фракталом (от лат. fractus — состоящий из фрагментов) «называется структура, состоящая из частей, которые в чем-то подобны целому» 49 .

Любопытно, что фракталь­ные структуры с особенной наглядностью обнаруживают себя в фольклорных текстах для детей. Вот, к примеру, всем извест­ная присказка: «У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И похоронил. И на камне написал: У по­па была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И похоронил. И на камне написал. », — и так пока не надоест. Входящая во все антологии «Сказка о репке» — пример фрактального поиска решения нетривиальной проблемы от воз­никновения ее («выросла репка — большая-пребольшая») до успешного преодоления («вытащили репку») через ряд последова­тельных итераций элементарного алгоритма.

Как интегральная единица общения фрактал представляет собой такой комплекс информации, который, с одной стороны, является простым сообщением о чем-то, а с другой — несет в себе недостающее звено цельной картины и потому одновремен­но обладает и непосредственной предметностью и типологиче­ской обобщенностью. Для его освоения требуется «додумывание», привлечение дополнительных сведений, личный опыт, сверка с реальностью, словом, собственная интеллектуальная активность, как при рас­кодировании, так и при достраивании.

Стиль Net-мыш­ления накладывает свой отпечаток на творчество современных репортеров, обозревателей, комментаторов, ответственных редак­торов.

Приметы Net-мышления проступают в таких, напри­мер, чертах современных mass-media:

• Полиэкранный канал (типа MTV).

• Интерактивные аналитические программы (типа «Времечко», ТВЦ; «Хмурое утро», Ml; радиостанция «Серебряный дождь»).

• Бегущая строка и телефонные опросы новостных программ, «горячий телефон» газетных изданий.

• Совмещение различных каналов массовой информации (на­пример, радиостанция «Эхо Москвы» + телевизионное ток-шоу «Глас народа» + специально организуемый чат Интер­нета) при создании единой передачи.

• Дисплейная инфографика гвоздевых газетных публикаций (как в таблоидных изданиях «Все и всё», Самара; «Новая га­зета», Москва; «Сегодняшняя газета», Красноярск; и др.).

• Заботливо инсценируемая спонтанность, неофициальность и фарсовость «народных» зрелищ, конкурсов, хит-парадов, поп-концертов и т.п. (типа «Праздник газеты «Московский комсомолец»», состязание частушечников «Эх, Семеновна!» на ОРТ, сериал «Городок» на РТР, рок-фестиваль «Нашест­вие» на ТВ-6).

• Синкретический дизайн современных изданий (типа «глян­цевых журналов»).

• Сленговая лексика (вплоть до ненормативной).

• Публичная субъективность авторских программ телевидения и радио, персональных рубрик газет и журналов.

рационалист Виссарион Белинский, прагма­тист Эрнест Хемингуэй, гедонист Ярослав Гашек, экзистенциа­лист Жан-Поль Сартр были властителями дум, а в их творчестве манипулятивности не было вовсе.

НЕЛОКАЛЬНОСТЬ ПСИХИКИ И СИСТЕМНОСТЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА

Виртуальность — вот то общее, что свойственно и «мифе-ме», и «идеологеме», и «конструкту», и «инстигату», и «трансцен-зусу», и «фракталу», и благодаря чему они способны органично взаимодействовать как элементы одной системы интегральных единиц общения, придавая системность каждому журналистскому тексту, в какой бы парадигме мышления он ни создавался.

вариант типологии виртуальности, который не­посредственно выводит на фундаментальные проблемы творчест-ва-в-процессе-коммуницирования 7 :

типы реальности

2 ¥^ Объективный 1

реальная виртуальность

теплород, барабашка, системы координат, виртуальные частицы J

Мыслимый (идеальный)

реальная реальность

Материальный

виртуальная виртуальность

сны, романы, сказки, мечты

виртуальная реальность

компьютерные тренажеры и управляемые модели

Субъективный

В качестве основных параметров дифференциации типов реальности здесь выступают категории, отражающие различные аспекты субъективного переживания «быть» и «не быть»:

• кажется ли объект принадлежащим внешнему миру (объек­тивным) или представляется производным психики (субъек­тивным) (разделение по оси Y);

• можно с ним взаимодействовать материально или только мысленно (разделение по оси X).

В квадранте-1 оказывается объективная реальность как тако­вая — «Реальная реальность», природа. В квадранте-4 — «Виртуа­льная реальность» в узком смысле этого слова: компьютерные тренажеры, управляемые модели, деловые игры и т.п. И тот и другой тип реальности предстают в виде материальных, чувствен­но воспринимаемых объектов, с которыми можно непосредственно взаимодействовать. Различно их происхождение: с одной сто­роны материализованная ментальная модель, функционирующая по искусственным законам (квадрант-4), с другой — природный объект, подчиняющийся естественным закономерностям (квад­рант-1). В квадранте-3 сосредоточиваются мыслительные образова­ния, которые заведомо не соотносятся с конкретными материаль­ными объектами, воспринимаются как вымысел, как то, чего не было и нет на самом деле, но в чем проявляется спонтанно моде­лирующая работа воображения: сны, романы, сказки, мечты. Это — «Виртуальная виртуальность». А в квадрант-2 отнесена «Реальная виртуальность»: мыслительные объекты, которые существуют в идеальной форме, но объективируются, проецируются психикой на внешний мир как принадлежащие ему: научные абстракции (мнимые числа, виртуальные частицы, теплород), этические кате­гории (добро, красота), политические доктрины, даже экстрасен­сорные представления (НЛО, барабашка), если люди в них верят и руководствуются ими в своих действиях.

Выделенные в анализе типы виртуальности можно для на­глядности обозначить образными выражениями: Реальная реальность — «природа». Реальная виртуальность — «убеждения». Виртуальная виртуальность — «сказки». Виртуальная реальность — «игры». Все четыре стороны картины мира складываются уже в дет­ском возрасте.

пространство Всемирных Сетей — это еще один мир, парамнр. Не в смысле «паранормальный», а параллельный, идентичный, равноправный. Именно поэтому — НЕ виртуальный, точнее не более виртуальный, чем обычный мир, в котором мы

живем» 15 . Суть в том, что человек, решая любые жизненные задачи, подкрепляет адаптивные возможности индивидуального сознания всей мощью коллективной психики путем виртуальной проработки проблемы в Интернете. Виртуальность не «запараллеливание», а моделиро­вание мира.

массовая коммуникация — это виртуальная проработка духовно-практи­ческих проблем выживания социума в природе и индивида в социуме. Вот почему комбинаторика (слияние, преобразование и трансформация) типов виртуальности становится системным свойством текста, предназначаемого для массовой коммуника­ции. А для человека, включенного в массовую коммуникацию (безразлично, в качестве реципиента или коммуникатора), жиз­ненно важно достаточно адекватно различать грань виртуально­сти и жизни.

Ответ на тестовые вопросы по дистанционному консультированию. Тестовые вопросы — раздел 8. 01. Под средствами информационнокоммуникационных технологий понимают

f. неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее
07. Ответьте, верно ли утверждение: «Субличность – это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию».

Выберите один ответ:

b. неверно
08. Ответьте, верно ли утверждение: «Между реальной и виртуальной идентичностью отсутствует возможность взаимного влияния».

Выберите один ответ:

b. неверно
01. Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе начинающих психологов, так как

Выберите один или несколько ответов:

a. сокращается время обучения работе с психологическим тестом

b. компьютерная программа освобождает от необходимости запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных

c. они недороги в приобретении и легки в использовании

d. вероятность ошибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста

e. сокращают время работы с клиентом

f. они дают готовые компьютерные интерпретации
02. Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использование компьютеров позволяет

Выберите один или несколько ответов:

a. избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков и т.д

b. рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования

c. существенно облегчить возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных

d. легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики
03. Основными целями компьютерной психодиагностики являются

Выберите один или несколько ответов:

a. создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик

b. разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией

c. обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий
04. Внедрение компьютеров в психодиагностику снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхода:

Выберите один или несколько ответов:

a. объективность и надежность

b. быстрое получение данных о клиенте

c. меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора

e. аккумуляцию коллективного профессионального опыта психологов
05. На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как:

Выберите один или несколько ответов:

a. анализ данных

b. пульты регистрации реакции

c. инженерия знаний

d. сетевые технологии

e. интернет-технологии
06. Режим тестирования компьютерных методик предполагает предъявление инструкции, стимульного материала, а также фиксацию ответов испытуемого. С точки зрения компьютерной реализации этих процедур возможно несколько вариантов, отметьте их:

Выберите один или несколько ответов:

a. испытуемый выполняет тестирование на стандартных бланках, и уже потом они вводятся оператором в компьютер

b. испытуемый выполняет задания, а компьютер сам фиксирует результаты

c. испытуемый говорит ответы, а оператор тут же их вводит в компьютер

d. испытуемый выполняет тест, сидя за компьютером
07. Если методика стандартизирована и предполагает вынесение заключения исходя из количества баллов, набранных по шкалам испытуемым, то

Выберите один ответ:

a. интерпретация результатов жестко задается в компьютерном варианте

b. помощь здесь может оказать база знаний по данному тесту
08. Если же интерпретация теста осуществляется самим психологом, то

Выберите один ответ:

a. интерпретация результатов жестко задается в компьютерном варианте

b. помощь здесь может оказать база знаний по данному тесту

Постмодерная культура — киберкультура Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Петлин Максим Александрович

Данная статья посвящена проблеме человека в киберпространстве . Рассматриваются основные аспекты, влияющие на пользователя, погруженного в киберпространство , такие как самоидентификация, коммуникативные отношения, эффект присутствия. Благодаря техническому прорыву в современном мире, человек приобрел новый инструмент для самопознания и рефлексии сеть Интернет .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Петлин Максим Александрович

Медикализация боли посредством религиозной драматерапии: опыт средневековья
Социально-философские аспекты киберпространства
Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека
Виртуальная реальность как пространство эскапизма: безграничные возможности и новые опасности
О роли киберлингвистики в современной научной парадигме
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postmodern culture cyberculture

This article is devoted to the problem of a person in cyberspace . The basic aspects influencing the user immersed into cyberspace are considered to be self-identification, the communicative relationship, and an effect of presence. Due to the technological breakthrough in the modern world, a man has obtained a new tool for introspection and selfactualization a network of the Internet .

Текст научной работы на тему «Постмодерная культура — киберкультура»

Омский государственный педагогический университет

ПОСТМОДЕРНАЯ КУЛЬТУРА — КИБЕРКУЛЬТУРА________________________________________________

Данная статья посвящена проблеме человека в киберпространстве. Рассматриваются основные аспекты, влияющие на пользователя, погруженного в киберпространство, такие как самоидентификация, коммуникативные отношения, эффект присутствия. Благодаря техническому прорыву в современном мире, человек приобрел новый инструмент для самопознания и рефлексии — сеть Интернет.

Ключевые слова: Интернет, виртуальная реальность, киберпространство, киберкультура, идентификация, коммуникация.

Развитие компьютерных технологий в современном мире создаёт новые горизонты для человека, появление которых влияет на общество людей и формирует отношение к ним на особом уровне. Одним из новых горизонтов выступают виртуальные отношения в сети Интернет, которые формируют новые формы общения. Виртуальное общение посредством компьютера и глобальной сети Интернет расширяет возможности человека, а именно в процессе социализации усложняет процесс формирования идентичности и конструирования моделей субъективности. Ответной реакцией является поглощение виртуальной реальностью (далее по тексту вместо «виртуальная реальность» — «ВР») профессиональной и социокультурной деятельности, изменение образа мышления. Как следствие происходит перенос текста как культурно-образующего из реальности в киберпространство.

Сеть Интернет, благодаря развитию техники, придаёт новый окрас понятию «виртуальная реальность», появляются такие понятия, как «киберпространство», «киберкультура» и другие менее обширные с приставкой «кибер». Все они задают форматы, тенденции реального мира. Актуальность киберпространства в том, что оно является нам в форме воплощенного идеального, становясь парадоксом материального и идеального. Быстрыми темпами, охватывая сферы человеческого бытия, становится альтернативной моделью общностей и самим обществом, поскольку субъект существует и действует сразу в двух реальностях: виртуальной и реальной. Охватывая максимальное число функций человека, компьютер актуализируется как объект, обеспечивающий комфортное существование человека в реальном мире, со временем обретает статус повседневности. Благодаря специфическим возможностям компьютера усиливается влияние на личность и психические составляющие человека и как следствие оказывает значительное влияние на социализацию личности. По мнению В. А. Емелина: «. постмодерная культура рождается на стыке упадка модернистских идеалов и бурного развития цифровых информационных технологий» [1], что в дальнейшем приводит к симулированию действительности. Компьютерная ВР стала затрагивать различные сферы бытия, и её проникновение только усиливается. Это приводит к проблеме определения ее места в современном мире. Феномен ВР в современном мире приобрел много нового, благодаря Интернету. Так, например,

виртуальные миры с интерактивнои возможностью, позволяющие пользователю взаимодействовать в ВР с другими пользователями. Интернет образует современную систему, слияние социальной и технической сферы, в основе которой технические устройства и пользователи. По мнению Ф. Хемита, компьютеры, кабели, сервера и другое оборудование являются материальным доказательством существования Интернета и, как следствие, киберпространства (информационная сфера, созданная посредством техники). Стоит заметить, что Интернет по своей структуре обладает высокой самоорганизацией. Так, автор С. И. Орехов, осмысливая идею русских мыслителей о «принципе соборности», применяет её к сети Интернет: «Internet-соборность — это форма единения свободных личностей в виртуальной реальности, в киберпространстве» [2, с. 168], где ценности для каждой личности выступают как путь (пути). Передвижение пользователей в просторах Интернет выглядят хаотично, беспорядочно. Каждый заинтересован в своём, перескакивая со ссылки на ссылку, создавая гипертекстовую структуру. Но именно интересы являются тем фактором, который объединяет пользователей. Интернет является новым инструментом поиска информации, как следствие познания, раскрытия разносторонности и внутреннего мира человека.

Современный мир предлагает человеку различные варианты проживания, одним из которых является виртуальный образ жизни по ту сторону монитора. Различные виртуальные миры в киберпространстве лаконично вписались в общество человека, создавая новые возможности самоидентификации. В большей степени этого добилась игровая индустрия, создавая фантастические миры, виртуальные миры компьютерных игр. Компьютерные игры, являясь превращенной формой обыденной игры, о которой писал Й. Хейзинга, они имеют как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, расширяя возможности, компьютерная игра позволяет симулировать различные действия, например, полёт при помощи крыльев, увлекательные бои с чудовищами и т.п. Под расширением возможностей понимается то, что человек не сможет в реальном мире или вовсе подобная возможность отсутствует. С другой стороны, увеличивает ограничение игрока, загоняет его в рамки монитора (дисплея и т.п.), убегающего от действительности (возможно и добровольно), в виртуальный мир, заведомо имеющий границы. Так компьютерные

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

игры своим появлением и быстрым проникновением в различные сферы деятельности изменяют внутренний мир человека и образ жизни общества, придавая новые краски повседневности. Но всегда остается вопрос о реальности ВР, т.к. мнимость исчезает вместе с, подвохом. Так фантастические миры, становятся неким «зазеркальем», не являются реальными, но дают надежду и веру в их реальность в процессе игры.

Киберпространство представляет неограниченное пространство для реализации возможностей, ограничение остается только за развитием техники, которое упростит процесс взаимодействия. Использование компьютерных технологий позволяет создавать трехмерные графические миры с возможностью передачи звуковых данных в режиме реального времени. По мнению С. И. Орехова, «Виртуальные миры — это трехмерные модели реального или вымышленного мира, спроектированные с помощью специального языка и отображенные на экране компьютера» [2, с. 18]. Компьютерная технология позволяет представить визуально киберпространство с интерактивными возможностями, что обеспечивает эффект погружения в мир компьютерной реальности. Автор В. А. Емелин считает, что «виртуальный мир, в котором оказывается человек в результате слияния компьютерной графики с возможностью непосредственного воздействия на события, принято называть — киберпространством» [1]. По мнению А. Е. Корупа-ева, киберпространство «является (виртуальной) реальностью, которая представляет ноосферу, второй мир как «внутри» компьютера, так и «внутри» компьютерных сетей» [3], является пространством для информационных объектов и событий. Киберпространство — это сфера слияния человеческого и технического, где социальное человека, сливаясь с техническими возможностями, образует новое пространство, которое создает систему из информации и проекции человека (аватар, персонаж и т.п.), причем первое является порождением людей, вследствие чего взаимодействия протекают между порождением и проекцией. Тем самым киберпространство выступает возможным для ВР.

Виртуальные миры притягательны ввиду своей реалистичности, но не только картинкой, а ещё и возможностью взаимодействовать в виртуальном мире, и «представляет собой пространство для жизни и деятельности человека, альтернативное повседневной действительности» [4, с. 109], где играющий может реализовать свои мотивы и ценности. Интерактивность придает возможность взаимодействовать с миром, изменять его, влиять на ход событий, развиваться — всё это образует совокупный образ событий вместе с реалистичным графическим изображением, что создаёт виртуальный мир, который становится почти настоящим. Автор М. С. Иванов утверждает, что «эффект “присутствия» в виртуальной реальности обусловлен восприятием виртуальных стимулов по аналогии с реальными» [4, с. 81]. Игрок испытывая эффект присутствия, принимает на себя роль своего персонажа и «интернализует цели и ценности этой игры» [4, с. 70]. С одной стороны, формирование происходит на основе реального образа личности, а с другой, как следствие, — формирования реальной личности посредством сформированного образа личности. Происходит процесс освоения того или иного мира. Началом будет социализация посредством мифов, лежащих в основе киберпространства, что, по мнению С. В. Бондаренко, «заключается в конструировании будущей виртуальной идентичности» [5, с. 5], пользователя

с ролями субъектов, действующих в киберпространстве.

Субъектом киберпространства является пользователь, так или иначе взаимодействующий в нем, являющийся его исследователем и основным действующим лицом. Человек приобретает возможность одновременного пребывания в мире реальном и виртуальном, взаимодействуя с пространством в процессе погружения в сеть Интернет. По мнению Н. Д. Чеботаревой, происходит процесс взаимного влияния. Субъект замещается персонажем, реальное Я пользователя становится виртуальным в киберпространстве: «сливаются с персонажем в одно целое» [6], в результате погружения в виртуальную реальность наше сознание «как бы» покидает тело, перемещаясь в реальность ВР. Автор М. Дери считает, что «раскол между нашим телом и нашим сознанием становится особо очевиден после длительного погружения в виртуальный мир» [7]. Погружение — это состояние сознания, при котором субъект перестаёт ощущать своё физическое Я, не воспринимая своё тело. Это состояние придаёт ощущениям чувство бесконечности пространства. «Субъект обращается в собственный симулякр, и физически, телесно оставаясь в действительном мире, он ментально переходит в мир виртуальный» [1]. Мы сами являемся творцами самих себя в новом мире, создаем виртуальные тела, даём им имена и играем ими, как пожелаем, оставляя виртуальное тело без воли, его воли, в результате создаем: «»виртуальные личности», описывая себя определенным образом» [8]. Имя персонажа является идентификационным номером, которое отличает его от множества других. Выбор имени всецело принадлежит самому себе, что позволяет сменить имя, данное от рождения, хоть и в виртуальном мире. В жизни есть возможности сменить имя, но настолько сложен процесс, что к этому прибегает лишь малая часть. Также можно получить другое имя, пройдя определенную инициацию, но тут всё равно не проявляется воля самого себя, нет самовольного творения.

Увеличение масштабов применения виртуальных коммуникаций является характерным для современного этапа культуры и её развития, в связи с чем формируются новые формы жизнедеятельности и ценности человека. Проникая в различные сферы деятельности человека, коммуникативные взаимодействия приобретают массовость. Постепенно виртуальные коммуникации становятся необходимым аспектом жизни. Благодаря актуализации сети Интернет, как пространства информации и её обмена, он в первую очередь становится пространством виртуальных коммуникаций. Компьютерное общение существенно отличается от других видов общения своей виртуальной привлекательностью, особенно это актуально там, где процессу общения сопутствует деятельность. Так, по мнению О. Н. Астафьевой, «варианты проживания человека в реальностях, образуемых при помощи компьютерных систем, отличаются не меньшим разнообразием и сложностью» [9, с. 222]. Далее автор акцентирует внимание на том, что процесс коммуникации меняется, переходя с деятельности на игровые формы в субъективно воображаемую реальность. Коммуникация — это «передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях» [10, с. 247]. Автор С. И. Орехов рассматривая процесс коммуникации в сети Интернет и считает, что «1П;егпе1;-коммуникации сопровождаются появлением у личности специфических

особенностей» [2, с. 155], по его мнению, предполагающих обмен смысловым значением информации. Совершенствование технических средств, благодаря которым происходит виртуальная коммуникация, создаёт новые формы взаимодействия между людьми и формирует культуры. Следствием чего стало оцифровывание мира реального, проявилось в различных формах, таких как виртуализация общественных связей, формирование новых виртуальных коммуникативных пространств и т.д. По мнению А. Жичкиной, виртуальные коммуникации обладают особенностями, позволяющим духовное самораскрытие человека, и «в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет своё значение целый ряд барьеров общения. » [8]. Такая непредставленность выражена в анонимности пользователя, скрывающего по каким-либо причинам своё собственное лицо (т.е. настоящего себя), что приводит к различным последствиям для коммуникантов. Именно анонимность предоставляет возможность раскрытия виртуальной личности, познания себя и самореализации в просторах сети Интернет. Следующая особенность заключается в отсутствии части информации, получаемой в результате коммуникации лицом к лицу, а именно невербальной части, ввиду отсутствия собеседника (отсутствие в плане того, что его рядом нет). Рассмотрим некоторые аспекты, проявленные непредставленностью, анонимностью в сфере киберпространства. Н. Д. Чеботарева актуализирует внимание на самопрезентации, как «способ управления впечатлением о себе» [11]. Автор А. Жичкина, рассматривая самопрезентацию, делает вывод, что возможности анонимности «позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору» [8]. Автор С. И. Орехов, считает, что «анонимность влечет раскрепощенность, ненорматив-ность, безответственность, она снижает психологический и социальный риск в общении» [2, с. 154]. Человек получает возможность управлять собой, своей волей, и как он будет её использовать, всё зависит от разных факторов, но эта проблема не входит в рамки данной работы.

Киберпространство создает возможности для формирования виртуальных сообществ, появления текстовых форматов нового типа, стирает границы между государствами, разъединяющие людей, и выстраивает вокруг себя специфическую форму культуры — киберкультуру. Киберкультура — вид современной культуры, основа которой заключается в использовании технологии ВР, а также компьютерных игр. Автор М. Дери считает, что «компьютерная культура, или, иначе, киберкультура.» [7] — или следствие использования средств компьютеризации и информатизации. Отношение человека к технике является естественным процессом его развития, и как следствие, изменяет структуру и качество духовной социализации независимо от субъекта социализации, подобные трансформации выражаются в иллюзорнокомпенсаторной самодостаточности существования человека в компьютерной коммуникации.

Развитие виртуальных форм коммуникации в обществе приводит к становлению информационной культуры и задаёт рамки её развития. С одной стороны, наследует принципы и особенности динамики бытия, а с другой — наполняется существенными содержательными новациями, основу которых составляет появление компьютеров и информационнокоммуникативной среды. По мнению Л. И. Михайловой: «Виртуальная коммуникация позволяет проя-

вить не только актуальные, но и потенциальные черты человеческого существования, не только актуального, но и возможного бытия» [12]. Человек проявляет себя как активный субъект мира реального и киберпространства одновременно, привнося изменения как в первое, так и во второе.

В процессе нахождения в виртуальном пространстве происходит идентификация пользователя с его виртуальным телом. Впоследствии виртуальное тело обретает свой характер поведения, отличный от других виртуальных тел, в самом пользователе начинают появляться субличности. Автор Н. Д. Чеботарева предлагает «рассматривать виртуальную самопрезен-тацию как актуализацию одной или нескольких субличностей» [11]. Уточним определение субличности: «это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию» [13, с. 22]. Субличности служат раскрытием человека в ВР, вследствие чего можно проводить бесконечные исследования человека, находя новое, или же, изучив определенное количество частей, прийти к выводу об ограниченности человека или наоборот. «Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности» [13, с. 23]. Человек получает ещё одну возможность саморефлексии, но уже со стороны, где рефлексия и действия сведены к одному и неразрывно существуют в гармонии.

В киберпространстве процессу формирования виртуальной личности сопутствует процесс социализации пользователя, и данному процессу сопутствует процесс порождения определенного числа псевдонимов (ников), что, по мнению Н. Д. Чеботаревой, «выступают как идентификаторы той или иной субличности» [11]. Следствием чего является «развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей» [11]. Так, множественность субличностей может проявляться из-за недостатка самореализации в реальной жизни человека, но, с другой стороны, возможно, что это излишки современного общества и это является побочным эффектом. Не имея определенного недостатка в реальной жизни, в киберпространстве возможно формирование определенного типа личности, следствием чего является появление субличностей. Перенесением реального Я в киберпространство, пользователь раскрывает свою личность, и в то же время происходит её дробление на субличности. По мнению С. В. Бондаренко, процесс социализации пользователей происходит как «освоение пользователями технологий межличностной коммуникации, социальной навигации и правил поведения в компьютерных сетях, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований» [5, с. 5].

Итак, посредством трансляции субкультурных ценностей во внешнюю среду киберпространство превращается в социально признанную форму досуга. На смену неформальным субкультурным нормам и правилам приходят общепринятые социальные нормы. Киберпространство воспринимается как место самореализации и самоактуализации, происходит формирование субличностей, что приводит к дроблению человека, его реального Я. Данные процессы приводят к тому, что человек, используя возможности ВР, создает бесчисленное множество своего Я. Не пытаясь найти целостности, он испытывает ощущение сопричастности ко всему. Так, каждое виртуальное тело будет реагировать на те или иные события, происходящие в киберпространстве, но последнее есть отражение мира действительного,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

следовательно, человек будет участвовать через посредника в событиях реального мира посредством киберпространства, мира виртуального. Вывод напрашивается сам, что нарушение целостности человека самим человеком есть переход в состояние участия во всем и везде, здесь и сейчас — всегда оп-line (в переводе с англ. «на линии», «на связи»).

1. Емелин, В. А. Виртуальная реальность и симулякры [Электронный ресурс] / В. А. Емелин. — Москва, 1999. — Режим доступа : http://emeline.narod.ru/virtual.htm (дата обращения: 15.03.2013).

2. Орехов, С. И. Поиск виртуальной реальности : моногр. / С. И. Орехов ; Ом. гос. пед. ун-т. — Омск : Изд-во ОмГПУ,

3. Корупаев, А. Е. История интеллигенции, дискуссии по научной этике в Интернете и феномен киберпространства [Электронный ресурс] / А. Е. Корупаев. — Москва, 2011. — Режим доступа : http://korupaev2010.narod2.ru/rossiiskaya-_russkaya_intelligentsiya_i_fenomen_kibeiprostranstva/istoriya_ intelligentsii_diskussii_o_nauchnoi_etike_ v_internete_i_ fenomen_kiberprostranstva/ (дата обращения: 13.03.2013).

4. Иванов, М. С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности / М. С. Иванов. — Кемерово : Изд-во Кузбассвузиздат, 2008. — 151 с.

5. Бондаренко, С. В. Модель социализации пользователей в киберпространстве / С. В. Бондаренко // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество : тр. VI Всерос. объединенной конф. (Санкт-Петербург, 3 — 6 ноября 2003 г.). — СПб. : Изд-во филологического ф-та СПбГУ,

6. Бурлаков, И. В. Homo Gamer : Психология компьютерных игр [Электронный ресурс] / И. В. Бурлаков. — Москва,

2000. — Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/Burl/index.php (дата обращения: 17.03.2013).

7. Дери, М. Скорость убегания : киберкультура на рубеже веков [Электронный ресурс] / М. Дери [пер. с англ. Т. Парфеновой]. — Екатеринбург : Ультра. Культура ; М. : ACT МОСКВА, 2008. — Режим доступа : http://marsexx.ru/lit/dery-escape.html (дата обращения: 13.03.2013).

8. Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс] / А Жичкина. — 2006. — Режим доступа : http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 17.03.2013).

9. Астафьева, О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: моногр. / О. Н. Астафьева. — М. : Изд-во МГИДА 2002. — 296 с.

10. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. : А Ф. Ильичев и др. — Москва : Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.

11. Чеботарева, Н. Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы [Электронный ресурс] / Н. Д. Чеботарева. — Режим доступа : http://www.follow.ru/artic-le/181 (дата обращения: 17.03.2013).

12. Михайлова, А. И. Человек в виртуальной реальности — новый образ жизни [Электронный ресурс] / А. И. Михайлова. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/ Psihologia/12_93665.doc.htm (дата обращения: 16.03.2013).

13. Руффлер, М. Игры внутри нас : психодинам. структуры личности / М. Руффлер ; пер. с англ. Т. Чхеидзе ; ред. Т. Троицкая. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 1998. — 198 с.

ПЕТЛИН Максим Александрович, аспирант кафедры философии.

Адрес для переписки: Patruot@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.04.2013 г.

УДК 130.2 Г. Л. ШИХОВ

Омский государственный технический университет

МЕДИКАЛИЗАЦИЯ БОЛИ ПОСРЕДСТВОМ РЕЛИГИОЗНОЙ ДРАМАТЕРАПИИ: ОПЫТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В статье раскрываются механизмы медикализации боли через театрализованную постановку религиозных сюжетов в средние века. В игровом пространстве средневековой драмы рассматриваются два взаимодействующих плана боли — физический и психический, осмысляется потребность средневекового человека в драме, а также выявляется связь средневековой драмы с античной культурой.

Ключевые слова: Средневековье, зритель, драматерапия, боль, религиозное переживание, дистанция.

Существует мнение, что религиозная вера оказывает положительное влияние на психическое здоровье человека, способствуя его сохранению и укреплению [1, с. 5]. Сама же религиозная вера немыслима без религиозных переживаний, причем сила и глубина религиозных переживаний напрямую зависит от убедительности и драматичности первичного образа па-

мяти, формируемого в процессе визуализации такого образа. Важное место в запоминании образа Ф. Ницше отводил боли, рассматривая ее как «сильнейшее вспомогательное средство запоминания». К подобной технике обращается и театр, используя драму, в игровом пространстве которой формализуются жестокость и страдания.

Конспект книги Михайя Чиксентмихайи «Поток. Психология оптимального переживания»

2300 лет назад Аристотель говорил, что человек больше всего на свете желает счастья. С тех пор мир изменился, но несмотря на потрясающие научные достижения люди приходят к ощущению, что их жизнь потрачена впустую.

Что нужно делать, чтобы чувствовать себя счастливым? Эта книга исследует эту древнюю проблему.

Неверное мнение, что лучшие моменты в жизни приходят в состоянии расслабленности. Наилучшие моменты случаются, когда тело и разум напряжены до предела, чтобы добиться чего-то трудного и ценного. Это и называют оптимальным переживанием.

Полки книжных магазинов наполнены литературой, как стать богатым, найти любовь и похудеть. Они рассказывают, как решить отдельно взятую узкую проблему. Но эти книги не могут дать рецептов счастья. Потому что важнейшее условие оптимального переживания — способность постоянно контролировать происходящее в сознании, это достигается лишь личными усилиями.

В процессе эволюции каждое человеческое общество приходило к осознанию своего одиночества в мире и ненадёжности жизни. Чтобы сделать хаотические силы окружающей природными доступными для понимания и управления, люди создавали мифы и верования.

Жизнь проходит, и на смену молодости, полной надежд, приходит отрезвляющая зрелость, и перед нами острее встаёт вопрос: «И это всё?»

Дорогие автомобили, престижные должности, наркотики, религия — временное решение проблемы отсутствия смысла жизни.

Хотя человечество заметно продвинулось вперёд в техническом прогрессе и накоплении материальных благ, особых успехов в улучшении внутреннего содержания нашей жизни не достигло.

Мы вырастаем в уверенности, что наиболее важные события нашей жизни предстоят в будущем. Учителя убеждают студентов, что польза от скучных занятий станет очевидна после, когда они начнут искать работу. Философ Эмерсон: «Мы всё время готовимся к жизни, но никогда не живём».

Цивилизация построена на подавлении индивидуальных желаний. Суть социализации: сделать человека зависимым от общественного контроля, заставить его предсказуемо реагировать на вознаграждение и наказание. В 16 веке турецкие султаны завлекали в армию: обещали новобранцам, что они смогут безнаказанно насиловать женщин в завоёванных странах.

Стремление к удовольствию — реакция, заложенная в генах для выживания вида, а не личной выгоды. Мы испытываем от еды удовольствие, оно гарантия, что организм получил необходимые питательные вещества. То же самое с радостью от секса, это установка на продолжение рода.

Влечение мужчины к девушке — основанный на физических реакциях рефлекс; сознательные планы играют минимальную роль. Но если безоговорочно следовать генетическим и социальным инструкциям, становимся беспомощными игрушками внешних сил. Школу и банки объединяет с владельцами казино и наркодельцами желание сделать нас зависимыми от социальной системы и использовать нашу энергию в своих интересах.

Решение проблемы: не стремится к вознаграждениям социума, заменить их на удовольствия в нашей власти.

Боль и удовольствие возникают в сознании и существуют только в нём. Эпиктет: «Люди боятся не самих вещей или событий, но того, как они воспринимают их».

Анатомия сознания

Сознание — не мистическое явление, оно существует благодаря работе нашей нервной системы. Но мы можем действовать независимо от генетических инструкций.

Функция сознания: сбор и обработка информации о том, что происходит снаружи и внутри организма, на которой основывается дальнейшие реакции. Без сознания мы реагировали бы на полученную информацию инстинктивно.

За тысячелетия эволюции нервная система человека стала настолько сложной, что научилась влиять на свои состояния. Человек может просто изменять содержание сознания и сделать себя счастливым или несчастным вне зависимости от того, что происходит «снаружи».

«Феноменологическая модель сознания на основе теории информации». Осознавать — это признавать, что существуют определённые осознаваемые события (ощущения, чувства, мысли, намерения) и что мы можем их направлять.

Сознание отражает происходящее избирательно, интерпретируя события и навязывая им свою реальность. По сути, отражение, создаваемое сознанием, мы называем жизнью.

Силы, которые упорядочивают информацию в сознании, называют намерениями или интенциями.

Границы возможностей сознания

Человеческий мозг одновременно может обрабатывать в среднем около семи бит информации — это могут быть отдельные звуковые или визуальные сигналы, различаемые сознанием оттенки эмоций и мыслей. При этом минимальное время, необходимое сознанию, чтобы отличить один сигнал от другого,— ~ 1/18 секунды.

Для усвоения содержания устной речи необходимо перерабатывать около 40 бит информации в секунду, хотя предел — 126 б/сек.

Внимание как психическая энергия

Информация попадает в наше сознание потому, что мы намеренно концентрируемся на ней.

Некоторые умеют эффективно использовать этот бесценный ресурс, другие тратят впустую.

Разнообразие структур внимания становится очевидным, если сравнивать их у разных культур и профессий. Так, охотники-эскимосы умеют различать десятки видов снега, улавливать малейшие изменения в силе и направлении ветра.

Внимание определяет, что будет в сознании. Поэтому без внимания невозможна никакая работа, и в процессе работы оно растрачивается.

Войти в себя

Наше Я существует в пределах нашего сознания. В сознании тех, кто нас знает,— лишь его варианты.

Внимание формирует личность, а личность направляет внимание. 14-летний школьник наткнулся лекцию Артемия Лебедева, ощутил, что этот опыт стоит того, чтобы пережить снова, и преобразовал случайное событие в структуру целей: больше узнать о дизайне, изучить портфолио студии, прочитать книги, сделать проекты, стать дизайнером. Эта структура превратилась в центральный элемент личности и направляла внимание на дизайн.

Беспорядок в сознании: психическая энтропия

Когда входящая информация нарушает упорядоченность нашего сознания, подвергая опасности структуру целей и приоритетов, мы оказываемся в состоянии внутреннего беспорядка, или психической энтропии.

Упорядоченное сознание: состояние потока

Если поступающая в сознание информация в согласии с внутренней структурой целей, психическая энергия течёт без всяких препятствий. «Всё идёт, как надо». Положительная обратная связь укрепляет личность и погружает в работу.

Усложнение и рост личности

После переживания состояния потока личностная организация становится сложнее. Именно в возрастании сложности личностный рост.

Сложность — результат двух масштабных психологических процессов: дифференциации и интеграции. Первый предполагает движение к уникальности, отделённости от других, второй — к единению с другими людьми, надличностному единству идей и концепций. Настоящая сложность возможно только тогда, если личность вкладывает равное количество психической энергии в оба эти процесса и избегает эгоизма и конформизма.

Личностный рост происходит следующим образом. Мы развиваемся, когда действуем ради самой деятельности, а не когда руководствуемся внешними побуждениями. Если мы выбрали цель и сконцентрировали на ней всю психическую энергию, всё, что будем делать, принесёт радость. И вкусив эту радость однажды, мы устремимся ощутить её снова с удвоенными усилиями. Личность становится сложной после переживания потока.

Радость и качество жизни

Две основные стратегии для улучшения качества жизни:

  1. Попытаться подстроить внешние условия под наши цели.
  2. Изменить восприятие нами внешних целей так, чтобы они лучше соответствовали нашим целям.

Пример. Важный компонент счастья — ощущение безопасности. Чтобы его повысить, переезжают в безопасный район или признают, что некоторый риск неизбежен, и учатся получать удовольствие от не вполне предсказуемого мира. Но ни одна из этих стратегий не будет эффективной, если пользоваться ей одной.

Слава, деньги не сделают счастливым. Важнее всего, что мы сами думаем о себе и происходящем с нами.

Удовольствие и умение переживать радость

Удовольствие — это чувство, которое возникает, когда в наше сознание поступает информация об удовлетворённости потребности. Потребность должна быть обусловленна биологической программой или социальными стереотипами. Получение удовольствия не требует психической энергии.

Но удовольствие не приносит счастья. Питание, сон, отдых, секс восстанавливают порядок в сознании после того, как удовлетворились потребности организма, вызывающие психическую энтропию.

Важнее переживание радости. Радостное событие — когда человек не только удовлетворил свои потребности или желания, но и вышел за пределы привычных схем действия. Радость приносит напряженная игра в теннис или чтение книги, предлагающей неожиданный взгляд на вещи — то, что требует специальной концентрации внимания.

Из чего состоит переживание радости

Люди занимаются разными вещами, но описывают похоже ощущения в моменты, когда особенно успешно занимались любимым делом.

Восемь основных компонентов переживания радости:

  1. Задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.
  2. Он должен иметь возможность сосредоточиться.
  3. Концентрация появляется, когда задача даёт чётко сформулировать цели.
  4. Концентрация появляется, когда задача даёт немедленно получить обратную связь.
  5. В процессе деятельности увлечённость субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.
  6. Занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями.
  7. Осознание своего Я в момент совершения действия как будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода становится сильнее, чем раньше.
  8. Изменяется восприятие времени.

Условия потока

Потоковые занятия

Человек не может долго делать и одно и то же и получать наслаждение. Чтобы избежать скуки, он должен ставить себе более сложные цели и, достигая их, совершенствовать навыки.

Поток и культура

Индейцы-шушвапы почувствовали, что наступает момент, когда жизнь теряет смысл: становится предсказуемой, мирной и сытной,— поэтому всё племя каждые 25-30 лет переселяется в другое место.

Поток мотивирует, но не гарантирует добродетельности тех, кто его испытывает. Фашистская идеология предложила привлекательные правила игры гражданам европейских государств в условиях экономической депрессии и культурных потрясений 1920-х годов.

Мы имеем вокруг множество способов развлечься, но продолжаем скучать и испытывать непонятное разочарование. Нужно уметь пользоваться возможностями и перестраивать сознание.

Аутотелическая личность

Дефицит внимания препятствует эффективному обучению и способности испытывать состояние потока.

Препятствия на пути достижения состояния потока:
генетические особенности темперамента, отвечающие за способность к концентрации психической энергии,
чрезмерная сосредоточенность на себе.

Два вида социальной патологии, которые мешают достичь поток:

  1. Аномия. «Отсутствие правил»; когда нет уверенности, что заслуживает общественного одобрения.
  2. Отчуждение. Когда общество принуждает людей действовать против их целей.

Тело и поток

Когда обычная физическая функция, например бег, совершается целенаправленно, по правилам и требует умений, соответствующих сложности задачи, она превращается в потоковое занятие.

Поток мысли

Как и физическая способность, каждая мыслительная операция может приносить радость.

«Матерь сознания»

Память — древнейшая психическая функция, которая лежит в основе всех умственных процессов. Без запоминания человек не смог бы следовать правилам, без чего любые ментальные операции не были бы возможны. Нет памяти — нет потока.

Игры разума и их правила

Не только память необходима, чтобы упорядочивать сознание. Бесполезно запоминать факты, если они не встраиваются в систему. Кирпичики системы — слова, они делают возможным абстрактное мышление и повышают способность разума хранить информацию. Без таких упорядочивающих систем самая ясная память не помогла бы сознанию от хаоса.

Философия и наука существуют потому, что мышление приносит удовольствие.

Если мы впадаем в зависимость от телевидения, наркотиков и веры в политическое или религиозное спасение, то это происходит в первую очередь потому, что нам не на что опереться. Каждый должен сам решить, будет ли порядок восстановлен внешней силой, над которой мы не властны, или ему удастся справиться своими силами, благодаря собственным знаниям и умениям.

Игра слов

Сочинение стихотворений или эссе даёт разуму упорядоченное средство самовыражения, позволяет записать события и переживания, чтобы легче оживлять их в памяти в будущем.

Дружба с Клио

Упорядоченные записи о прошлом улучшают качество жизни.

Занятия историей могут превратиться в потоковую деятельность. Знание, навязываемое извне, встречает сопротивление и не приносит радости. Но как только человек дает себе труд разобраться, какие прошлого вызывают у него интерес, и решает исследовать их глубже: сосредоточиться на деталях, в которых для него есть личностный смысл,— изучение истории превращается в неисчерпаемый источник потоковых переживаний,

Радости науки

Ученых влечет азарт разгадывания интеллектуальных загадок, а потом уже награды и слава.

Для многих великих ученых наука была хобби, они занимались ей потому, что приносила радость работа с изобретенными ими методами. Грегор Мендель был священнослужителем, интересовался садоводством, и его эксперименты заложили основы генетики.

Мыслительный процесс, который делает науку привлекательной, доступен каждому. От вас требуется немного любопытства, внимательности, тщательности в обработке результатов и смелости, чтобы видеть в исследуемом явлении закономерности.

Наука улучшает качество жизни.

Любовь к мудрости

Греческое слово «философия» в дословном переводе — «любовь к мудрости».

Если человек записывает свои мысли, руководствуясь внутренней потребностью разобраться в изучаемой проблем, пытаясь ответить на задаваемые себе вопросы, значит, этот философ-любитель научился получать удовольствие от трудного и приносящего удовольствие занятия.

Любители и профессионалы

Раньше «любитель» и «дилетант» обозначали человеку, который получает радость от того, что делает. Теперь эти слова чуть ли не оскорбительные, важно не качество опыта, а достижения.

Стать ученым-любителем есть смысл, чтобы развить мыслительные навыки и упорядочить сознание с помощью умственной дисциплины, а не соперничать с профессионалами на их поле.

Век живи — век учись

Многие прекращают учиться, как только заканчивают школу, потому что пятнадцать лет принуждения к знаниям несут слишком много отрицательных эмоций.

Однако человек, который не использует мыслительные способности, не достигнет подлинной свободы. На мышление будет влиять мнение соседей, газеты и телевизор.

Цель учебы не в оценке, дипломе или хорошей работе. Человек учится, чтобы понять, что происходит вокруг, и понять в этом личностный смысл.

Работа как поток

Старая итальянская пословица: «Труд облагораживает человека, он же превращает его в животное».

Зигмунд Фрейд дал рецепт счастья: «Любить и работать»:

Аутотелические труженники

Работа может приносить радость. Даже если работа скучная, однообразная и бессмысленная.

Аутотелические профессии

Чтобы улучшить качество жизни с помощью работы, необходимо следовать двум взаимодополняющим стратегиям:

  1. Перестраивать деятельность так, чтобы напоминала потоковую активность.
  2. Помогать людям развивать в себе аутотелические черты, учить распознавать возможности для действия, оттачивать мастерство, ставить достижимые цели.

Парадокс работы

Парадокс. Работа ставит перед людьми задачи, требующие актуализации их навыков и умений; в результате они чувствуют себя более счастливыми, сильными, креативными и удовлетворёнными. В свободное время передними, как правило, не стоит никаких задач, их способности не задействованы, и потому они скучают и чувствует себя а печальными, слабыми и неудовлетворёнными. При этом люди стремятся поменьше работать и побольше отдыхать.

Апатия вызвана не физическим или психическим истощением, а отношением к своей работе и тем, как на её фоне воспринимаются цели. У многих работа — вынужденное занятие, которое мешается наслаждаться жизнью, поэтому, даже если она доставляет удовольствие, оно игнорируется, так как не связано с долговременными целями.

Пустая трата времени

За работой проще испытывать радость именно потому, что профессиональная деятельность имеет ясные цели и правила, позволяет получать обратную связь, а это способствует вовлечённости и концентрации, необходимым для потока. Свободное время, напротив, не структурировано, и приходится прилагать большие усилия, чтобы преобразовать его в оформленную активность, от которой получаешь удовольствие.

Мы не отваживаемся действовать в соответствии со своими предпочтениями, но с удовольствием усаживаемся перед телевизором, чтобы часами следить за актёрами, которые притворяются, будто переживают приключения. Это мнимое соучастие временно маскирует бессмысленность напрасно потраченного времени. Можно было получить больше удовольствия, если направить внимание на настоящие задачи.

К. Брайтбилл: «Будущее принадлежит человеку не просто образованному, но научившемуся мудро использовать своё свободное время».

Радость общения с собой и другими

Пока человек не научится переносить одиночество и получать от него удовольствие, ему будет сложно решать задачи, требующие полной концентрации. Также другие люди вокруг нас сильно влияют на качество переживаний.

Наедине с собой или вместе с другими?

Выражение «быть живым» на латыни дословно означает «быть среди людей».

С друзьями и родными или просто в компании люди склонны чувствовать себя более счастливыми.

Бабуинам постоянна нужна помощь собратьев, чтобы защищаться от леопардов и гиен. Если бабуин оторвётся от стаи, вряд ли доживет до зрелости. Стадное чувство — условие выживания.

Люди приносят и радость, и печаль.

Человеческие отношения гибки, и их правила можно изменить, если у вас есть необходимые навыки.

Боль одиночества

Когда мы остаемся одни, особенно когда нечем заняться, то находимся в состоянии, в котором трудно поддерживать порядок в сознании. Мы тревожимся: «Как я выгляжу? Что обо мне думают окружающие? Почему у Иванова получается лучше?»

Защищают разум от проникновения в него неприятных мыслей телевизор, наркотики, порнография, мазохизм.

Если не убегать от одиночества, а проводить с пользой: заниматься делом, которое требует концентрации и развивает навыки,— плохо не будет.

«Прирученное» одиночество

Чтобы получать радость в уединении, нужно создать свой умственный распорядок.

Поток и семья

Самые приятные и значимые переживания в нашей жизни связаны с семейными переживаниями.

Близость прямо пропорциональна количеству унаследованных общих генов. Родные братья имеют половину общих генов, поэтому будут помогать друг другу в два раза чаще, чем двоюродные, у которых четверть общих.

Привязанность к членам семьи заложена генетически, но культурный контекст может влиять на силу и направленность привязанности.

Жизнь вместе — это взаимные уступки.

Бывает моногамия, полигамия, промискуитет. Надо выбрать самому: без влияния родственников и религии,— и радоваться жизни, а не сомневаться, был ли выбор правильным.

Семейная жизнь переводится в потоковую деятельность. Для этого нужны цели: долгосрочные (построить идеальную дачу) и краткосрочные (купить диван).

Чтобы цель развивала членов семьи, должна быть дифференцированной и интегрированной — чтобы было интересно каждому и всем вместе.

Семейные занятия должны позволять получать ясную обратную связь. Муж должен знать, что тревожит жену, (и наоборот), чтобы снять напряжение иначе, иначе всё накопится и выльется в скандал.

Важно найти баланс между сложностью задач и уровнем умений. Со временем муж и жена узнают о друг друге всё что можно, поведение друго становится предсказуемым, отношения — скучной рутиной. Нужен вызов способностям.

Родители должны помогать подростку найти интересные занятия, иначе он будет пить пиво и разрисовывать стены баллончиком с друзьями.

Семья облегчает трудности переходного возраста, если обеспечивает ребенку три чувства: принятия, контроля и уверенности в себе.

Родители должны наказывать детей за плохие поступки, но не переставать любить.

Приятная домашняя атмосфера не возникнет, если просто расслабиться. Каждый член должен прикладывать усилия.

Радость дружбы

Люди получают больше удовольствия от времяпрепровождения с друзьями, чем от общения в кругу семьи. Ведь дружба вас ни к чему не обязывает и не заставляет приспосабливаться к другим.

Лишенный крепких семейных связей подросток может стать настолько зависимым от компании сверстников, что пойдет на все, лишь бы снискать одобрение.

Если человек чувствует, что дома его полностью принимают и любят, зависимость от группы ослабевает.

Чтобы продолжать получать удовольствие от дружбы, надо ставить новые задачи, например, открыть грани индивидуальности друга.

Навыки и умения людей делят на две группы: инструментальные (чтение профессиональной литературы) и экспрессивные (пение в душе). Человек пренебрегает последними, значит, становится роботом.

Дружеские отношения не существуют сами собой, над ними надо работать, как над карьерой и семьей.

Широкие социальные связи

Политик получит больше радости, не строя дачу за государственные деньги, а делает жизнь людей лучше.

Концепция потока помогает себе и миру. Общество считается соответствующим потребностям человека, когда дает людям максимум возможностей радоваться жизни и реализовывать потенциал, предоставляя новые интересные задачи. Это главный критерий оценки, а не технологическое развитие и материальное благополучие.

Но всё начинается с себя. Карлейль ответил, когда спросили, как можно улучшить мир: «Начните с себя. Тогда в мире станет на одного хорошего человека больше».

Как обмануть хаос

Считается, оптимальные переживания — дополнение к жизни, построенной на здоровье и обеспеченности. Но это всё вторично, внешние преимущества не помогут, если человек не научился управлять психической энергией.

Преобразование трагедии

Профессор Фаусто Массимини с психологического факультета Миланского университета исследовал, как достигают потока люди, пострадавшие от серьёзных травм.

Пациенты научились видеть новые задачи в своей ограниченной ситуации и ощутили, что жизнь приобрела смысл, которого не хватало прежде. Они радовались просто от того, что сумели снова начать жить. Несчастный случай из источника энтропии превратился для них в возможность добиться внутреннего порядка.

Ещё профессор Массимини изучал группу бездомных бродяг. Некоторым удалось превратить невыносимые жизненные условия в осмысленное и полное радости существование.

Совладание со стрессом

Два основных способа реагирования на стресс: «регрессивная стратегия» и «преобразующая».

Пример. Сергею сорок, он финансовый аналитик. Свою работу любит, но сегодня его увольняют.

Сергей может отрицать случившееся, избегать мыслей о нём. Выплеснуть эмоции на жену или напиться.

А может временно подавить гнев и страх, проанализировать ситуацию и переформулировать проблему, чтобы было проще её решить. Переехать туда, где его навыки более востребованы, или научиться чему-нибудь еще.

Сила диссипативных структур

Все царство растений на нашей планете — диссипативная структура, потому что использует свет, который без этого был бы бесполезным побочным продуктом горения солнца.

Так же человек, когда смог добывать огонь. Паровые, электрические, бензиновые или атомные двигатели работают по тому же принципу, потребляя энергию, которая иначе бы пропала или помешала. Человек научился обращать силы хаоса себе на пользу, и это помогло выживанию вида.

Человеческая психика построена устроена похожим образом. Цельность личности во многом зависит от способности преобразовать нейтральные или неприятные события в позитивные.

Мы были бы беззащитны перед ударами судьбы, если бы не все диссипативные структуры психики: мужество, стойкость, упорство, преобразующие стратегии совладания.

Способность к преобразованию развивается в конце подросткового возраста. Она формируется с опытом: молодой человек испытывает разочарование, успешно справляется с ним и понимает, что ситуация не настолько ужасная, какой была на первый момент. Также помогает знание, что другие люди переживали твои проблемы и и с ними справились.

Подросток переживает любой пустяк так, будто настал конец света, однако обратная связь от окружающих улучшит настроение в считанные секунды.

Здоровый подросток пребывает в депрессии не более получаса. Взрослому, чтобы побороть плохое настроение, требуется в два раза больше времени.

Вершина развития способности к совладанию со стрессом — когда у индивида сформировалось сильное чувство Я, основанное на собственных целях.

Преобразование безнадежной ситуации в потоковую деятельность включает три основных шага:
1. Неэгоцентричная самоуверенность. Человек ощущает себя частью происходящего и пытается сделать всё возможно в рамках системы, которой действует. Надо не пинать машину, а признать: ей всё равно, что вам срочно нужно на работу — и придумать выход из положения.

2. Сфокусированность внимания на внешнем мире. Человек направляет внимание на происходящее — снижает разрушение стрессом и лучше понимает свойства системы, находит способы адаптации. Надо не представлять, как вы опоздаете, а не пропустить, что сообщает машина: сел аккумулятор.

3. Открытие новых решений. Видеть альтернативные стратегии: действовать с уверенностью в себе, но без концентрации на себе, оставаться открытым миру и чувствовать себя частью его. Надо, как художник, искать другие возможности.

Аутотелическая личность: итоги

Аутотелическая личность преобразует переживания, чреватые энтропией, в состояние потока. Правила, следуя которым человек развивает в себе качества такой личности:

  1. Ставить цели.
  2. Полностью погрузиться в деятельность.
  3. Уделять внимание происходящему вокруг.
  4. Научиться радоваться сиюминутным переживаниям.

Создание смысла

Заключительный шаг в контроле над сознанием — превращение всей жизни в одно потоковое переживание. Если человек ставит перед собой достаточно сложную цель, из которой логически следуют остальные цели, и если он направляет всю свою энергию на развитие навыков, необходимых для достижения этой цели, тогда чувства и действия придут в состояние гармонии и разрозненные части жизни соединятся вместе. Все, чем такой человек занимается, имеет смысл в настоящем, прошлом и будущем. Именно так можно наделить смыслом всю свою жизнь.

Что такое смысл

Три значения: цель, назначение, значимость.

Намерение, решительность и внутренняя гармония нашей жизни смысл и целостность, превращая в одно нескончаемое потоковое переживание.

Развитие целенаправленности

Каждая культура по определению содержит систему смыслов, которая служит ориентиром для индивидов в поисках цели.

Питирим Сорокин выделил в развитии западной цивилизации три основных типа культурных систем: чувственная, идеациональная и идеалистическая.

Представления человека о себе и его система ценностей и стремлений развивается по определённому пути:

  1. Человек начинает с потребности в самосохранении, чтобы избежать разрушения тела и основных целей.
  2. Когда безопасность физического Я не под вопросом, индивид расширяет границы системы смыслов и включает в неё общественное ценности: семью, этническую или религиозную группу, нацию.
  3. Личность обращается внутрь себя, находит новые ценности. Возникает автономная совесть. Главной целью в жизни становится самосовершенствование, реализация потенциала.
  4. Индивид отворачивается от себя и приходит к единению с другими людьми и универсальными ценностями.

Такой путь проходит не каждый. Большинство останавливается на второй стадии, когда источник смысла — благополучие в семье, компании, общества или страны.

Выработка решительности

Цель упорядочивает предпринимаемые человеком усилия, однако совсем не обязательно делает жизнь проще. Когда мы выполняем поставленные цели, сталкиваемся с самыми разными неприятностями, и не раз хочется отказаться от целей и выбрать сценарий попроще. Но ценой, которую придется заплатить за более приятную и удобную жизнь может оказаться пустое существование, лишенное смысла.

Богатство возможностей расширяет свободу выбора, но свобода не помогает найти смысл жизни, а только затрудняет поиски.

Действия и размышления должны дополнять друг друга.

При условии правильной выбранных целей и достаточно решимости не сдаваться перед лицом трудностей мы будем настолько средоточие на своих действиях и событиях вокруг нас, что не останется времени быть несчастными.

Возвращение гармонии

Животные всегда испытывают состояние потока, потому что у них нет разрыва между желаниями и возможностями.

Человек испытывает энтропию, потому что способен видеть цели, которых не способен достичь, и чувствовать, что может сделать больше, чем позволяют существующие условия. Это становится возможным благодаря способности одновременно удерживать в уме больше одной цели и осознавать несколько противоречащих друг другу желаний. В условиях избытка задач, требований и альтернатив мы впадаем в тревогу, в ситуации их дефицита — скучаем.

Каждый ребёнок действует спонтанно, самозабвенно погружаясь в занятия, пока ему не начинает мешать развивающееся самосознание.

Интеграция смыслов в жизненных темах

Если психическая энергия личности направляется на выбранную им жизненную тему, сознание достигает гармонии.

Однако не все жизненные темы продуктивны. Философы-экзистенциалисты различают аутентичные и неаутентичные проекты. Первый о том, что человек принимает решение, основанное на рациональной оценке чувств. Второй: человек поступает таким образом потому, что чувствует себя обязанным, или потому, что так делают все.

Интерпретации негативного личного опыта приводят к формированию конструктивной жизненной темы, если ребенок видит в них задачу себе по силам и приобретает необходимые для решения проблемы умения.

Обычно эта жизненная тема — реакция не на личную проблему, а глобальную.

Нет прямой причинной зависимости между тяжелым детством и отсутствием смысла во взрослой жизни.

Люди с гармоничными жизненными темами вспоминают, что в детстве рассказывали им истории и читали книги. Люди, которые не могут сосредоточиться на одной цели или принимают без рассуждений цель, задаваемую обществом, не помнят таких эпизодов из детства.

За миллиарды лет существования планеты возникали более сложные формы жизни. Это усложнение произошло, но оно может прекратиться, если мы не будем этому способствовать. Будущее эволюции в наших руках.

За последние несколько тысячелетий человечество достигло прогресса в области дифференциации сознания. Но процесс усложнения предполагает также интеграцию. Усиление ее должно стать главной задачей следующих столетий.

Многообещающе выглядит вера в то, что Вселенная — система, управляемая общими законами, с которыми нам придётся согласовывать наши мечты и желания. Осознав это, станет легче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *