Как называется когда звуки в микрофоне
Перейти к содержимому

Как называется когда звуки в микрофоне

  • автор:

Как называется когда звуки в микрофоне

Люди чавкают, хрустят и шепчут в микрофон, а остальным это нравится. Как ASMR-видео набрали феноменальную популярность на YouTube

ASMR-видео ворвались в интернет-пространство почти 10 лет назад, завоевав тысячи поклонников со всего света. В отличие от остальных мимолетных трендов, ASMR прочно закрепил свои позиции: ежедневно на YouTube появляется порядка 500 новых роликов. Чем же ASMR так привлекателен? Есть ли в нем сексуальный подтекст? И как относиться к детским ASMR-видео? Давайте разбираться.

Приятные покалывания и мурашки

2010 год. Появляется сообщество под названием Autonomous Sensory Meridian Response Group, где люди обсуждают странные ощущения, которые возникают у них от определенных звуков. У каждого свои триггеры: кого-то привлекает хруст картофельных чипсов, других успокаивает женский шепот, третьи в восторге от треска костра.

Вот только ощущения у всех похожи: приятные покалывания в затылке, необычные вибрации в голове, мурашки по телу и расслабленность. Как только интернет заговорил об этом публично, на YouTube стали появляться ASMR-видео.

В одном из первых роликов девушка разговаривает шепотом, одновременно листая журнал. Больше ничего не происходит, но это именно то, что было нужно новоиспеченному ASMR-сообществу. Так началась эпоха ASMR-видео.

ASMR (англ. Autonomous sensory meridian response) — автономная сенсорная меридиональная реакция. Это неологизм, обозначающий приятные ощущения в коже головы и теле, возникающие из-за определенных звуковых, зрительных и когнитивных стимулов.

Формально все ASMR-видео делятся на три категории:

Звуковые. На таких видео можно услышать шепот, хруст, постукивания, пощелкивания, шипения, цоканья. Блогеры (чаще всего девушки) стучат ноготками по разным предметам, медленно проводят пальцами по шершавым поверхностям, шелестят страницами книг и журналов, мнут в руках сухоцветы, едят огурцы, чипсы, лапшу, икру, варенье, смачно причмокивая в микрофон.

Визуальные. Здесь главная задача зрителя — наблюдать. Блогер может совершать плавные движения руками или выполнять какую-то работу: читать книгу, писать в блокноте, краситься или даже спать. Серьезно, на YouTube есть ASMR-ролики со спящими людьми! И набирают они миллионы просмотров.

Ролевые перфоманс-видео, на которых зрителю оказывается «персональное» внимание. Это особый вид ASMR-роликов, в которых блогер играет определенную роль: врача, парикмахера, тату-мастера, визажиста, следователя.

Ведущий смотрит в камеру, разговаривает со зрителем, просит его что-то сделать или сам будет делать вид, что стрижет вас, наносит макияж или приятным голосом прочитает книгу. Разумеется, в ролевых видео используются различные звуковые и визуальные триггеры.

Такие ролики самые сложные в реализации, поскольку блогер должен продумать сценарий, подобрать костюмы и большой арсенал звуков, чтобы охватить максимальное количество зрителей. У каждого человека свой набор триггеров, поэтому нужно постараться угодить всем.

Читайте также
Неземной экстаз за пару минут: как работают аудионаркотики?
Цифровому миру цифровые наркотики, подумали дилеры, и заполонили треками Интернет.

Микрофоны в виде ушей и тишина

Конечно, самые первые ASMR-видео выглядят немного нелепо и наигранно, а о том, чтобы записывать четкий звук с помощью профессионального оборудования, никто даже не задумывался. Но со временем блогеры поняли, что для максимального погружения зрителю нужны качественные наушники, а авторам — специальные микрофоны.

Существуют так называемые бинауральные 3Dio микрофоны в форме человеческих ушей. В них два канала: левый и правый. Такое оборудование имитирует пространство вокруг головы слушателя. Если ASMR-блогер будет что-то шептать в правый канал, вы ощутите, что вам шепчут в правое ухо. И наоборот. Конечно, для достижения максимального эффекта у слушателя должны быть очень хорошие наушники.

Но оборудованием дело не заканчивается: важно создать нужную атмосферу. Согласно одному исследованию, порядка 81% зрителей смотрят ASMR-ролики вечером, в том числе перед сном. Это доказывает, что широкая часть аудитории с помощью таких видео старается расслабиться и уснуть, поэтому слушать и смотреть ролики на ходу или в общественных местах — бессмысленно.

Здесь важна подготовка: спокойная обстановка дома, абсолютная тишина, хорошие наушники и никаких отвлекающих факторов. Даже уведомления на смартфоне лучше отключить, чтобы не раздражали. Тихий голос, плавные, размеренные движения, мягкий свет, приятная улыбка и завораживающие звуки — и зритель уже почти в трансе, уровень тревоги снизился, его клонит в сон.

Как узнать, чувствительны ли вы к ASMR? Вспомните, нравится ли вам, когда парикмахер моет вашу голову. Если да, поздравляем. Вот вам одно из популярнейших ASMR-видео, наслаждайтесь.

Будто мама читает сказку

И все-таки почему ASMR-ролики снискали бешеную популярность в интернете? Ласковый голос и плавные движения, которые есть почти в каждом видео, оказывают на зрителя особый успокаивающий эффект.

Американские исследователи считают, что в ASMR-роликах наш мозг распознает сигналы, знакомые с раннего детства. Мы помним, как мама гладила нас по голове или приятным голосом читала сказки. Именно поэтому спокойные движения и шепот становятся триггерами, расслабляют нас.

Как говорят сами любители ASMR-видео, такой контент хорошо смотреть перед сном, чтобы успокоиться, снять стресс и «залипнуть» на приятных звуках или монотонных действиях другого человека. Кому-то особенно нравится персональное внимание в ролевых роликах: люди представляют, что человек по ту сторону экрана разговаривает только с ним. Отчасти поэтому ролевые ASMR-видео особенно популярны у одиноких людей.

может быть интересно
Медитация по подписке. Как капитализм превратил осознанность в продукт?
Будь модным — медитируй!

Может ли ASMR вызвать сексуальное возбуждение?

Многим противникам ASMR подобные видео кажутся вульгарными и пошлыми. В 2018 году в Китае вообще запретили такие ролики, назвав их «порнографическими». Однако у науки есть свой контраргумент на этот счет.

По данным ученых, только 5% опрошенных любителей звуковых видео утверждают, что ASMR их возбуждает. Остальные респонденты смотрят подобные ролики ради эстетического удовольствия и расслабления, чтобы справляться с тревогой и стрессом, а также чувствовать себя кому-то нужным (речь идет об игровых роликах).

Но все упирается в моральные принципы и фантазии самих блогеров. Есть авторы, целенаправленно использующие свою внешность для привлечения внимания. Некоторые даже имитируют звуки физического контакта и поцелуев. Не будем их осуждать: на каждого такого блогера найдется свой зритель. Главное не привлекать к этому детей.

Детский ASMR. Хорошо это или плохо?

Детские ASMR-видео — явление довольно спорное. Проблема в том, что благодаря доступности гаджетов и стриминговых сервисов видео в Сеть может выложить любая пятилетка. Разумеется, в детских ASMR-роликах меньше креативности, но больше игривости: вот девочка ест конфеты или желе ложкой, чавкая в микрофон, красит губы блеском, помадой или яркими тенями.

Многие дети воспринимают такие видео как игру и подражание взрослым. Но есть и другой нюанс — деньги. Некоторые родители не упускают возможности заработать несколько тысяч долларов на роликах, в которых их ребенок поедает медовые соты или нелепо красит ногти.

Однако шепот и наигранная близость смущают даже некоторых зрителей взрослых ASMR-видео, что уж говорить о роликах с детьми? Все чаще в интернете можно встретить мнение о том, что такие видео жутковаты и неуместны. Кроме того, не дремлют и комментаторы: под безобидными детскими ASMR-видео появляются фразы о внешности детей и даже таймкоды с моментами, когда ребенок становится в неоднозначную позу. Так может быть не зря в Китае ASMR-видео под запретом?

Феномен ASMR еще почти не изучен, однако первые научные исследования показали, что среди зрителей есть те, кому подобные видео помогают расслабиться или заснуть. Однако не все люди испытывают удовольствие от хруста и шепота незнакомца по ту сторону экрана. Немалую часть аудитории подобные звуки попросту раздражают, а иные и вовсе не испытывают никаких эмоций. От чего это зависит — неизвестно. Узнаем ли мы ответ на этот вопрос? Покажет время.

Как называется когда звуки в микрофоне



Направленность
– это чувствительность микрофона к звуковому сигналу в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Чаще всего направленность микрофона изображают как полярные диаграммы. Это делается для визуального представления чувствительности микрофона в диапазоне 360 градусов, где голова микрофона является центром окружности. Начало угла ставится перед микрофоном (зеленая прямая, отметка «0 градусов»).

Диаграмма направленности показывает, как именно чувствительность микрофона к звуку зависит от места расположения его источника. Деления на такой диаграмме показывают конкретные значения уровня звука (в децибелах, dB).

Например, на диаграмме ниже звук идет с двух направлений: A и B.

Звук, идущий по направлению B, весь свой путь проделал внутри зоны чувствительности (в данном случае — кардиоиды), то есть пять делений.
Звук, идущий по направлению A, прошел всего два деления внутри нашей кардиоиды.

Из этого понимаем, что звук (при одинаковой дистанции до микрофона), идущий по направлению B, будет на 15 dB (или примерно в 32 раза) громче, чем звук, идущий по направлению A.

Существует три основных типа направленности микрофонов:
  • всенаправленная (круговая)
  • одностороняя (кардиоидная)
  • двухсторонняя («восьмерка»)

Круговая направленность

Всенаправленный микрофон

Микрофон с круговой направленностью (всенаправленный микрофон, например — Sennheiser MD42) обладает равной чувствительностью к сигналам, поступающим к нему со всех сторон.

Зачастую микрофон с круговой направленностью отличается низкой чувствительностью к звукам дыхания, и ему не свойственен «эффект приближения» (о нем — ниже).

Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий низкочастотный диапазон по сравнению с другими, что очень актуально при работе с инструментами, выдающими много «низких».

Из-за своей чувствствительности к акустике помещения всенаправленные микрофоны имеет смысл использовать для записи в заглушенном помещении или в помещении с очень хорошей акустикой, для отражения акустической атмосферы. Часто всенаправленные микрофоны используют в случаях, когда невозможно гарантировать умение говорящего пользоваться направленными микрофонами, например — праздники, свадьбы, лекции, публичные собрания и т.д. Интересный факт — вышеуказанный микрофон Sennheiser MD42 обрел серьезную популярность среди религиозных организаций (церкви, мечети, синагоги и т.п.).

Односторонняя направленность

Микрофоны с односторонней направленностью (однонаправленные, например — Sennheiser MD46) имеют кардиоидную, суперкардиоидную или гиперкардиоидную диаграмму направленности.

Кардиоидные (рис. 1) микрофоны не воспринимают звук, идущий с тыльной стороны микрофона.

У суперкардиоидных микрофонов (рис. 2) зона захвата спереди уже (по сравнению с обычной кардиоидой), шумоизоляция сильнее и они менее чувствительны к акустике помещения, однако захватывают звук, идущий с тыльной стороны микрофона (пусть и очень слабо).

Гиперкардиоидные (рис. 3) микрофоны обеспечивают максимальную шумоизоляцию, наименее чувствительны к акустическому оформлению помещения, однако захватывают чуть больше звука, идущего с тыльной стороны микрофона (по сравнению с кардиоидными и суперкадиоидными микрофонами).

Чаще всего такие микрофоны используют для вокала, или в случаях, когда нужна серьезная шумоизоляция, например — для сцены или репортажей.
Важно отметить, что несмотря на то что супер- и гипер- кардиоидность микрофона усиливает шумоизоляцию по бокам, эта же кардиодиность (из-за особенности построения диафрагмы таких микрофонов) увеличивает чувствительность микрофона со стороны рукоятки (см. рисунки выше), поэтому тип кардиоиды микрофона в данном случае подбирают под конкретный случай, например — для вокалиста, находящегося близко к сцене, не подойдет гиперкардиодиный микрофон (задняя сторона микрофона может захватывать звуки из зала), а вот для студии такой микрофон подойдет отлично.

Двухсторонняя направленность

Двунаправленный микрофон равно чувствителен к звуковым сигналам, которые поступают спереди и сзади, и почти не чувствителен к звуку, который идет с боков.

В «простонародье» микрофон с такой направленностью зовется «восьмеркой» (например — Sennheiser MK 8).

Восьмерку часто используют для записи дуэтов (когда исполнители сидят друг напротив друга по бокам микрофона, см. рис 4) и при записи интервью (когда люди сидят друг напротив друга спереди и сзади от микрофона, см. рис 5). Также ее применяют для записи в заглушенном помещении в случае необходимости повышения относительного уровня отраженных сигналов, и для записи отдельных инструментов (что бы выделить низкие частоты при близком размещении исполнителей от микрофона).

Эффект приближения

Однонаправленные микрофоны по мере приближения к источнику звука увеличивают отдачу по низким частотам, в пределах 0.5 метров. Если микрофон стоит совсем близко (30 см. и ближе) звук получится сильно «бубнящим». Есть несколько способов восстановить более естественное звучание:

  1. Использовать эквалайзер или микшерный пульт. С помощью эквалайзера можно урезать «низы», тем самым возвращая звук к более натуральному звучанию.
  2. Использовать микрофон с функцией среза низких частот (например — Sennheiser E 914)
  3. Отдалить микрофон от источника звука

По всем вопросам обращайтесь к нам по телефонам:

8 (800) 500-94-52
8 (495) 988-34-19

Глоссарий звукового оборудования

Электронная схема или цифровой алгоритм автоматической регулировки чувствительности на входе в целях предотвращения искажений и обрезки пиков сигнала.

Антенна активная

Антенна со встроенным или установленным на ней РЧ-усилителем, который запитывается через антенный кабель.

Антенна дипольная

Симметричная антенна с двумя расположенными друг против друга проводниками, один из которых является противовесом другому. Физическая длина проводников согласована с длиной волны частоты передачи или приема.

Антенна направленная

За счет специальной формы такие антенны способны излучать энергию в определенном направлении или принимать ее с определенного направления лучше, чем с другого.

Антенна спиральная

Короткая антенна, конструктивно похожая на пружину малого диаметра. Не слишком надежна в эксплуатации, так как при близком расположении к другим предметам – в данном случае к телу пользователя микропередатчика – возникает рассогласование и, как следствие, снижение мощности РЧ-излучения.

Антенный сплиттер

Устройство, с помощью которого несколько приемников получают РЧ-сигнал с одной антенны / пары антенн. Так как при разделении сигнала его уровень определенно понижается, большинство сплиттеров оборудованы встроенным усилителем: это Активный антенный сплиттер.

Антенный усилитель (бустер)

Усилитель радиочастот, получающий питание через антенный кабель, в результате легко «вписываемый» в существующие кабельные соединения.

Аттенюатор нерегулируемый ( pad )

Аттенюатор, обычно с уровнем ослабления на 10 — 20 дБ. Применяется как в звуковой, так и в радиочастотной технике.

Аттенюация пассивная

Механическое ослабление окружающих шумов, например, за счет ношения наушников или средств защиты органов слуха.

Аттенюация

Ослабление уровня звукового сигнала. Противоположность «усиления».

Аудиограмма

Графическое изображение теста на проверку органов слуха. Тональная аудиограмма определяет порог слышимости в зависимости от частоты. Сравнение тональной аудиограммы человека с типичными показателями позволяет определить, в какой зоне органа слуха имеется дефект.

Аудиометр

Прибор для тестирования органов слуха. Воспроизводит звуки различной частоты и уровня. Испытуемый оценивает слышимость. Взаимозависимость уровня и частот показывает на диаграмме степень работы органов слуха. См. Аудиограмма.

Взрывные шумы

Интерференция в движении микрофонной мембраны, вызванная потоком воздуха. В данном случае – взрывными звуками.

Время зарядки

Время, необходимое для восполнения заряда аккумулятора. После этого автоматические зарядные устройства переключаются в режим компенсационной зарядки.

Выход звуковой, мощность

В отношении УНЧ (усилитель звуковых частот) приводится в Ваттах. Показывает, какие громкоговорители или наушники могут быть подключены к устройству.

Выход звуковой, напряжение

Напряжение звукового сигнала, приводится как среднеквадратичное значение в Вольтах.

Выход звуковой, уровень

Логарифмическое значение напряжения на звуковом выходе, вычисляемое относительно стандартного опорного уровня. В балансной схемотехнике или соединении используются раздельные линии для передачи сигнала, возврата сигнала и земли (трехконтактное соединение). В небалансной схемотехнике или соединении экран (земля) используется для возврата сигнала (двухконтактное соединение).

Гармонические искажения (Total Harmonic Distortion, thd)

Также: Коэффициент гармоник, коэффициент нелинейных искажений, К.Н.И. Нежелательные составные части звукового спектра, например, частоты, кратные основной частоте. Если это 1 кГц, искажения приведут к появлению частот 2, 3 или 4 кГц. (Эти нежелательные компоненты спектра даются в % от полезного сигнала). Согласно результатам различных исследований коэффициент гармоник равный 1% в диапазоне частот 100 Гц — 2 кГц человеческим мозгом не воспринимается. Ниже 100 Гц порог восприятия лежит в пределах 10%.

К.Н.И. + шум = Коэффициент Нелинейных Искажений + шум Сумма всех искажений плюс собственный шум (наиболее часто приводится в технических характеристиках).

Гиперакузия (от лат. hyper = сверх и akouein = слышать).

Дефект слуха, при котором человек слышит тихий звук как слишком тихий, а громкий звук – как слишком громкий. При нормальном слухе гиперакузия возникает в результате повреждения волосковых наружных клеток.

дБ (децибел, dB )

Относительная единица измерений, описывающая отношение между двумя уровнями звукового давления. В качестве эталонной величины (абсолютного уровня) часто берется порог слышимости. При этом можно сделать вывод об уровне шумов или громкости.

dBm
См. Уровень напряжения абсолютный
dBr
См. Уровень напряжения относительный
dBu (дБ u )
См. Уровень напряжения абсолютный
дБВ ( dBV )

Единица изменения абсолютного уровня напряжения, употребляемая в некоторых странах Северной Европы, США и Японии. При этом используется эталонный уровень не 775 мВ, как в Германии, а 1 В. Таким образом, 0 дБВ соответствует 1 В. Для идентификации после дБ (dB) ставится большая буква В (Вольт, V) . Различие между значениями в дБВ (dBV) и в dBu является фиксированной величиной, равной 2,2 dB.

Девиация

В процессах с использованием частотной модуляции означает отклонение от центральной несущей частоты, указывается в кГц. Девиация соответствует амплитуде полезного сигнала.

Девиация номинальная

Также: Эталонная девиация. Для совместимости технических параметров было установлено фиксированное значение 40 кГц.

Демодуляция
Разделение полезного сигнала от сигнала несущей.
Деэмфазис

В целях снижения шумов, возникающих при частотной модуляции в ВЧ-области звукового диапазона, используют предэмфазис в передатчике и деэмфазис в приемнике. В процессе предэмфазиса ВЧ-составляющая полезного сигнала усиливается, при деэмфазисе подавляется на то же значение. В результате на звуковом выходе приемника восстанавливается линейная АЧХ.

Диапазон воспроизводимых частот

Также: диапазон передачи, частотная отдача. Диапазон воспроизводимых микрофоном частот указывается в определенных производителем пределах. Для студийных конденсаторных микрофонов обычно укладывается в диапазон 20 Гц — 20 кГц.

Диапазон входного напряжения

Диапазон напряжений на входе, при котором устройство работает корректно, в соответствии с заданными техническими параметрами.

Диапазон слышимости

Термин для описания диапазона между порогом слышимости и болевым порогом, а также между самой низкой и самой высокой воспринимаемой слухом частотой.

Диапазон динамический

«Ширина полосы» между самым тихим и самым громким уровнями звукового события, приведенная в дБ. Записывающее и передающее оборудование должно обрабатывать соответствующую динамику без помех. Динамический диапазон микрофона снизу ограничен уровнем так называемого собственного шума, сверху – возможными перегрузкой (искажениями) или отсечкой пиков. Динамический диапазон является разницей между предельным уровнем звукового давления и А-взвешенным эквивалентным уровнем шума (оценка по стандарту DIN/IEC 651). Студийные микрофоны могут, например, иметь динамический диапазон до 126 дБ.

Для измерения звукового давления шума используются специальные фильтры, имитирующие субъективное слуховое восприятие. Значения указываются в дБ (A) – при оценке в соответствии со стандартом DIN/IEC 651 (А-взвешенное), или дБ (C) – при оценке в соответствии со стандартом CCIR 468-3 (С-взвешенное). Децибел не является абсолютной величиной, как метр или грамм, однако используется для описания соотношений между числовыми значениями. Человеческое слуховое восприятие изменяется логарифмически. Учитывая это, децибел был выведен из десятичного логарифма соотношения между напряжениями или мощностями. Так, например, 20 дБ соответствуют соотношению напряжений 10:1 или соотношению мощностей 100:1.

Емкость

Термин для указания емкости аккумулятора, Ампер/час. Служит для приблизительного расчета максимального времени работы устройства, в которое установлен этот аккумулятор.

Значение мощности импульса эффективное

В РЧ-технике, такая мощность обычно измеряется для длительности равной 1/10 периода. В звуковой технике четкое определение отсутствует, значение сильно зависит от транслируемого программного материала.

Зона максимального покрытия

Максимально возможная площадь помещения, на которой может быть принят сигнал инфракрасного передатчика.

ИК-диоды

Высококачественные диоды из галлий-арсенида, используемые в инфракрасных излучателях для передачи модулированного ИК-излучения.

Импеданс входной

Выражает сопротивление входного каскада переменному току. Это частотно-зависимый параметр, он часто приводится для частоты 1 кГц, это так называемый номинальный импеданс. Единицей измерения является Ом.

Импеданс минимальный согласованный

Импеданс, при котором подключенный прибор отвечает определенным техническим требованиям. При занижении напряжение на выходе, как правило, снижается, а искажения возрастают.

Импеданс

Обозначает сопротивление микрофона или наушников переменному току. Зависит от частоты и, если дается для частоты 1 кГц, то называется номинальным. Единицей измерения является Ом. В последние годы был разработан промышленный стандарт, предусматривающий для наушников импеданс 50 — 600 Ом. При работе с микрофоном входной импеданс последующего в тракте усилителя должен быть как минимум в три раза выше номинального импеданса микрофона, чтобы не ослаблять уровень микрофонного сигнала.

Интермодуляция

В тракте радиопередачи различные частоты несущих производят не только гармоники (целые кратные), но и определенное нечетное количество сумм и разностей основных гармоник. За счет этого ограничивается количество доступных для использования в данной полосе радиочастот.

Интерфейс

Электронный узел, обеспечивающий с одной стороны (как правило, цифрового) устройства подготовку данных к передаче в определенном формате. С другой, принимающей стороны, интерфейс служит для подготовки поступивших данных к дальнейшей обработке.

Интерференция

Уничтожение сигналов или компонентов сигнала в результате противофазы.

Инфразвук

Звуковые волны с частотами ниже предела слышимости. При высокой интенсивности вызывают тошноту, так как тело попадает в «резонанс».

Клипер

Простейший тип лимитера. Ограничивает только пики сигнала (без изменения характера его фронта).

Компандер

Также Компандерная система шумопонижения. Электронная схема, увеличивающая отношение сигнал-шум методом сжатия динамического диапазона на стороне передачи (компрессия) с последующим расширением на стороне приема (экспандирование).

Компенсационная зарядка

Метод, гарантирующий получение аккумулятором (Sennheiser accupack) точно такого количество заряда, которое он «потерял»епри саморазрядке.

Контакт с ухом

Делается различие между амбушурами наушников, которые плотно прижаты к ушной раковине (supra-aural, прилегающие к уху) и наушниками, охватывающими ушную раковину (circum-aural, облегающие ухо). Открытые наушники оборудованы прилегающими к уху мягкими амбушурами-подушечками или охватывающими ухо мягкими кольцеобразными амбушурами-валиками. Закрытые наушники, в основном, оборудованы охватывающими ухо амбушурами.

Контактное давление

Усилие, с которым оголовье прижимает чашки наушников к уху. Дается в Ньютонах (Н), причем 1 Н соответствует прижимающему усилию, которое масса около 100 г оказывает на твердую поверхность. Стандарт DIN 45500 ограничивает допустимое контактное давление на ухо 5 Н. Обычными являются значения 1,3 — 4 Н, причем более низкие значения действительны для открытых наушников, а более высокие значения относятся к закрытым наушникам. Для обеспечения герметичного прилегания к уху, что важно для качественного воспроизведения низких частот, необходимо большее контактное давление.

Коэффициент направленного действия (КНД) антенны

Соотношение сигналов направленной и ненаправленной стержневой антенн, как оценка эффективности направленной антенны по сравнению со стандартной ненаправленной антенной. Значения приводятся в дБ. Положительные значения возникают в направлении излучения, отрицательные – на «обратной стороне» антенны. Данный коэффициент используется для оценки как передающих, так и приемных антенн.

Коэффициент передачи

Определяет соотношение напряжений на входе и на выходе трансформатора. Например, трансформатор с коэффициентом передачи 1:2 удваивает напряжение на выходе.

Лимитер

Электронная схема или цифровой алгоритм, предотвращающий превышение амплитудой электрического сигнала заранее установленного значения.

Мембрана двойная

Специализированная конструкция капсюля в конденсаторных микрофонах. Напряжение смещения мембраны позволяет изменять характеристику направленности микрофона от «круга» до «кардиоиды» и «восьмерки».

Микрофон вокальный

Микрофон, сконструированный специально для близкого расположения ко рту исполнителя, практически невосприимчивый к взрывным звукам и рабочим шумам, а также к высокой влажности.

Микрофон граничного слоя

Также: PZM-микрофон ( pressure zone microphone ), микрофон зоны давления. В микрофоне граничного слоя капсюль расположен заподлицо с рабочей поверхностью, более крупной и ровной по сравнению со звуковыми волнами. Такая конструкция обеспечивает идеальную полусферическую характеристику направленности.

Микрофон измерительный

Акустоэлектрический преобразователь с исключительно линейной АЧХ, быстрыми переходными характеристиками и нейтральной круговой характеристикой направленности.

Микрофон конденсаторный

Также: электростатический микрофон. Акустоэлектрический преобразователь, состоящий из неподвижного электрода, на котором закреплена пленка с металлическим напылением, служащая мембраной (и подвижным электродом). Неподвижный и подвижный электроды образуют конденсатор. Воздействующие на мембрану звуковые волны изменяют расстояние между электродами, это порождает напряжение, пропорциональное амплитуде звука. Конденсаторный микрофон отвечает наиболее высоким требованиям по качеству звука, правда, он нуждается в относительно высоком напряжении поляризации.

Микрофон петличный

По-другому «петличка». Микрофон особо малых размеров для размещения на одежде или на поверхности кожи вблизи рта исполнителя.

Микрофон с подвижной катушкой (динамический)

Микрофон с подвижной катушкой – самый распространенный тип динамического микрофона (акустоэлектрического преобразователя). В такой конструкции звук представлен магнитной индукцией: звуковая катушка, прикрепленная к мембране, движется в магнитном поле и производит напряжение, соответствующее характеристике звука. Такой микрофон не нуждается во внешнем рабочем напряжении – он работает всегда!

Микрофон с совмещенными капсюлями

Стереофонический микрофон с расположенными друг над другом по одной оси капсюлями, применяется для записи или озвучивания методом интенсивностной стереофонии.

Микрофон стереофонический

Микрофон с двумя акусто-электрическими преобразователями в одном корпусе. Обычно это микрофон с совмещенными капсюлями для записи в технике MS-Стерео или XY-Стерео.

Микрофон точечный

При многомикрофонной технике звукозаписи — микрофон, располагаемый непосредственно рядом с соответствующим инструментом.

Микрофон электретный

Полное наименование: электретный конденсаторный микрофон с предварительной поляризацией. Специальный тип конденсаторного микрофона, для работы которого требуется невысокое внешнее напряжение поляризации. Может запитываться от обычной батарейки. Постоянный электрический заряд сохраняется в специальной полимерной пленке, способной длительное время находиться в наэлектризованном состоянии после снятия внешнего воздействия – электрете. Электретные микрофоны могут иметь очень малые размеры, поэтому идеально подходят для использования в качестве петличных.

Микрофон-«пушка»

Микрофон-преобразователь интерференции с лепестковой характеристикой направленности. Особенно хорошо зарекомендовал себя в ТВ-журналистике и ENG, существенно снижает окружающие шумы.

Микрофон-преобразователь градиента давления (конденсаторный)

Также называется «приемником градиента давления», «направленным микрофоном». В таком микрофоне под воздействием звукового поля находятся обе поверхности мембраны. В идеальном приемнике градиента давления выходное напряжение зависит только от разницы давлений перед мембраной и позади нее, такой микрофон демонстрирует характеристику направленности в виде восьмерки. Добавляя элементы линий задержки, можно изменить характеристику направленности и сделать ее односторонней, например, широкой кардиоидной, кардиоидной и супер-кардиоидной.

Микрофон-преобразователь давления

Также называется «приемником давления», «ненаправленным микрофоном». В нем воздействию звукового поля подвергается только передняя сторона мембраны. Таким образом, напряжение на выходе микрофона зависит только от звукового давления перед мембраной, в результате чего микрофон практически не демонстрирует направленности (круговая характеристика направленности). В зависимости от диаметра мембраны микрофон-преобразователь давления становится – в определенной степени – более направленным при повышении частоты источника.

Микрофон-преобразователь интерференции

Также называется интерференционным приемником. В микрофоне типа «пушка» перед капсюлем смонтирована трубка с равномерными отверстиями или прорезью по всей длине (интереференционная трубка). При боковом приеме звука возникает частичное уничтожение его составляющих за счет интерференции. В результате наблюдается высокая направленность в форме лепестка. Ниже граничной частоты, зависящей от длины трубки, эффект интерференции не возникает. В этом диапазоне частот микрофон работает как преобразователь градиента давления с супер-кардиоидной характеристикой направленности.

Многомикрофонная техника

Продуманное использование нескольких микрофонов для записи или озвучивания большого количества инструментов и их позиционирования в общей звуковой картине (запись и озвучивание оркестров, хоровых составов).

Модулятор

Электронная схема, которая накладывает звуковой сигнал на сигнал РЧ-несущий в целях трансляции. Противоположность: Демодулятор.

Модуляция

Процесс, при котором одна волна изменяется некоторым параметром другой волны, например, частота несущей, модулируемая звуковым сигналом. Типы модуляции: амплитудная, частотная, кодово-импульсная и широтно-импульсная.

Нагрузка номинальная

Также Максимально допустимая нагрузка. Под номинальной нагрузкой понимается количество электрической мощности, которую – по данным производителя – можно постоянно подавать на устройство (наушники, например) не повреждая его. По стандарту DIN 45500 номинальная нагрузка должна быть не менее 100 мВт. Проверка производится при помощи специального шумового сигнала, подаваемого на наушники в течение 100 часов.

Направленность: Характеристика направленности

Также график направленности, направленность. Микрофоны, в зависимости от акустического принципа, демонстрируют различную чувствительность для звуковых волн, приходящих с различных направлений. Чувствительность микрофонов-преобразователей давления не зависит от направления (круговая характеристика). Микрофоны-приемники градиента давления могут демонстрировать следующие характеристики направленности: широкая кардиоида, кардиоида, супер-кардиоида или восьмерка. При помощи микрофонов-преобразователей интерференции можно добиться исключительно узкой характеристики направленности (лепестковая характеристика). В особым случае, когда микрофоны расположены внутри искусственной головы – возникает характеристика направленности, имитирующая ухо/голову человека. Характеристики диаграммы направленности любого микрофона наиболее критичны в области ВЧ. А частоту, на которой впервые появляется частотная зависимость, определяет размер диафрагмы. Дело в том, что если длина прямой звуковой волны меньше или равна диаметру диафрагмы, она создает перед диафрагмой зону нарастания давления и дифракции, влияющих на характеристики направленности.

Соответственно, чем меньше диафрагма, тем меньше этот эффект и меньше частотная зависимость направленности микрофона.

Направленность: Восьмерка (характеристика направленности)

Также называется bidirectional, двунаправленная. Диаграмма (график) направленности выглядит как цифра 8.

Направленность: Кардиоида, кардиоидная (характеристика направленности)

Кардиоидный микрофон демонстрирует направленность в форме сердца, или кардиоиды. В пределах угла 180° сзади выходной уровень равен нулю.

Направленность: Круг, круговая (характеристика направленности)

Также: омни-направленность, всенаправленный микрофон, ненаправленная характеристика. Микрофон с круговой характеристикой направленности одинаково хорошо воспринимает звуки, приходящие со всех направлений (преобразователь давления).

Направленность: Лепесток, лепестковая (характеристика направленности)

Микрофон с лепестковой характеристикой имеет максимально возможное направленное действие. Направленность в форме лепестка демонстрирует микрофон типа «пушка» (преобразователь интерференции).

Направленность: Показатель (индекс направленности)

Показатель зависимости направленности от частоты. Чем показатель меньше, тем выше качество микрофона.

Направленность: Супер-кардиоида, супер-кардиоидная (характеристика направленности)

Супер-кардиоидный микрофон демонстрирует более выраженное направленное действие, чем кардиоидный микрофон. Угол записи более узкий. Супер-кардиоидный микрофон наименее чувствителен к звукам, приходящим под углом 126°.

Напряжение входное максимальное

Максимальное напряжение, с которым устройство способно работать без искажений.

Настройка частоты

Цифровой или аналоговый ввод значений.

Наушники беспроводные, радионаушники

Системы беспроводных РЧ-наушников состоят из стерео-наушников класса h i- f i со встроенным радиоприемником и радиопередатчика, подключаемого к звуковой h i- f i системе или другому источнику сигнала. Прежде всего, звуковая информация доступна как сигнал низкой частоты (ЗЧ-сигнал) со спектром 20 Гц — 20 кГц. Затем радиопередатчик преобразует ее в подходящий для трансляции РЧ-сигнал и излучает его через передающую антенну. Радиоприемник, расположенный прямо в наушниках, принимает РЧ-сигнал и снова преобразует его в оригинальный звуковой сигнал, а затем передает непосредственно на излучатели (для воспроизведения). Дальность действия передатчика может достигать 100 м. Так как РЧ-сигналы, в отличие от инфракрасных, проникают сквозь стены и потолки, беспроводной прием обеспечивается во всем помещении или даже за его пределами. Передатчик и приемник должны быть настроены на одинаковую частоту при возможности выбора из нескольких несущих. Как правило, радиоприемник защищен специальным фильтром от помех, создаваемых любительскими радиостанциями.

Наушники динамические (динамический электроакустический преобразователь)

Мембрана динамического преобразователя приводится в действие катушкой, размещенной в воздушном зазоре постоянного магнита. Если по обмотке этой катушки протекает переменный ток (например, музыкальный сигнал), возникает магнитный эффект – катушка втягивается в зазор или выдавливается из него на определенное расстояние. За счет механических колебаний мембраны возникают звуковые волны, воспроизводящие оригинальный сигнал. Масса динамического преобразователя должна быть как можно меньшей, чтобы обеспечить быстрые переходные характеристики.

Наушники электростатические (электростатический электроакустический преобразователь)

В отличие от динамического преобразователя, где мембрана колеблется кольцеобразно в направлении от звуковой катушки, мембрана электростатического преобразователя колеблется по всей поверхности. Здесь исключительно тонкая мембрана натянута между двумя акустически прозрачными электродами, реагирующая на самые незначительные изменения напряжения звуковой частоты. Электроды выполнены из специального высокопрочного стекла и имеют отверстия в виде сот, отчего свободно пропускают звук. Напряжение поляризации создает электростатическое поле. Если теперь приложить ступенчатое напряжение (звуковой сигнал), произойдет смещения заряда, что заставит мембрану колебаться. В результате возникают звуковые волны, воспроизводящие оригинальный сигнал. Эллиптическая форма мембраны предотвращает возникновение стоячих волн, которые обычно появляются на краях объектов прямоугольной формы. Малая масса мембраны также способствует высокой точности воспроизведения. Электростатические наушники поражают слушателей широтой и глубиной звуковых образов.

Несущая

Немодулированный РЧ-сигнал. Микропередатчик излучает такой сигнал, если он включен, однако микрофон к нему не подключен.

Номер выданного разрешения на эксплуатацию

Прежде, чем устройство будет представлено на рынке, следует установить, отвечает ли оно соответствующим стандартам и техническим требованиям. Эти документы издаются такими национальными и международными организациями, как, например комитет по стандартам, комиссия по телекоммуникациям и другими.

Обратная связь

Также: Завязка. Электроакустическое «короткое замыкание», возникающее когда излучаемый громкоговорителем сигнал снова снимается микрофоном той же системы или той же линии передачи при работе с радиосистемами. Обратная связь проявляется как «свист» и может быть устранена при помощи корректного взаиморасположения микрофона и громкоговорителя или выбора микрофона соответствующей направленности.

Отношение сигнал-шум

Разница между эталонным уровнем звукового давления 94 дБ (эквивалент 1 Па) и эквивалентным уровнем шума. Для студийных конденсаторных микрофонов показатель отношения сигнал-шум обычно вписывается в диапазон 74 — 64 дБ (по CCIR) или 84 – 74 дБ (A-взвешенный).

Пилот-тон

Звуковой сигнал определенной частоты вне слышимого диапазона, основа схемы бесшумной настройки звукового тракта в радиосистемах (Squelch).

Повреждение слуха

«Наушники должны звучать хорошо – и очень громко!» Само собой, наушники должны звучать хорошо. Но многие люди не осознают, что постоянное прослушивание на большой громкости может привести к повреждению слуха. Громкость признаком качества не является.

Поглощение

Звукопоглощение, процесс, при котором звуковые колебания преобразуются в тепло. Противоположность: звукоотражение.

Подавление перекрестной помехи

смотри: Разделение стереоканалов

Поле диффузное

Также называется «полем отражений». Распространение звука в «обычном» помещении. В результате отражений от стен и других поверхностей звуковое поле возникает во всем объеме помещения. Звук «диффундирует».

Поле свободное звуковое

Пространство с пренебрежительно малым уровнем звуковых отражений. Здесь звук распространяется прямолинейно, без отражений от стен или других поверхностей.

Порог осязания

Применяемый в аудиологии термин, обозначающий способность человека воспринимать, в частности, низкие звуки нервными клетками кожной ткани. Чувствительность резко снижается при частотах выше 1000 Гц. Глухие люди таким образом могут воспринимать музыку и, например, танцевать, воспринимая ритм низких частот.

Потери в кабеле

Аттенюация (подавление) сигнала, передаваемого по кабелю. Прежде всего, зависит от длины кабеля и частоты передаваемого сигнала, указывается в dBm .

Потери при передаче

РЧ-мощность, потерянная при передаче сигнала из одной точки в другую, например, при прохождении сквозь стены, потолки.

Приборы для защиты слуха

Механические и электронные вспомогательные средства для снижения воздействия окружающих шумов на органы слуха. Механические – вата, беруши, «глухие» наушники. Электронные (один из методов) – добавление к полезному сигналу шумового сигнал в противофазе, в результате чего уровень шумов существенно понижается (например, в системе NoiseGard™ компании Sennheiser).

Протокол передачи данных

Подлежащая стандартизации система обмена данными между цифровыми устройствами или компьютерными программами.

РЧ-диапазон

Диапазон радио частот, на которые может быть настроено устройство (например, приемник)

РЧ-чувствительность

Отношение уровня сигнала на входе устройства к уровню сигнала на выходе.

Разделение стереоканалов

Уровень слышимости (измеряемый) в одном канале, когда в другом канале присутствует звуковой сигнал. Этот уровень меньше на определенное количество дБ. Также называется Межканальным проникновением или Подавлением перекрестной помехи.

Разнесенный прием ( Diversity )

Техника приема РЧ-сигнала, применяемая с целью снижения «выпадений», вызываемых многократными отражениями. РЧ-сигнал принимается на нескольких антеннах, и для дальнейшего усиления снимается с той, где его уровень выше.

Разнесенный прием истинный ( True Diversity )

«Реальный» разнесенный прием с использованием двух раздельных секций приема. Для подачи в звуковой тракт выбирается и используется более мощный полезный сигнал.

Разница напряжения помех

Разница между эталонным уровнем сигнала (например, 0 дБ) и уровнем напряжения помех электронного прибора. Измерение производится в целях обнаружения, без оценки.

Разнос каналов минимальный

Минимальное расстояние между частотно-модулированными (FM) сигналами, необходимое для избежания интерференции между соседними каналами.

Разнос несущих

В тракте радиопередачи различные частоты несущих производят не только гармоники (целые кратные), но и определенное нечетное количество сумм и разностей основных гармоник. Это ограничивает количество доступных для использования в данной полосе радиочастот. Разнос несущих создает разницу между уровнем полезной несущей и уровнем нежелательных гармоник.

Разъем Hirose

Также: разъем HRS, часто встречающееся штекерное соединение между карманным передатчиком и петличным микрофоном. К сожалению, четкое описание стандарта отсутствует.

Расположение микрофонов «над головой» ( over — head )

Позиционирование микрофонов сверху, над инструментом или зоной звучания. Очень распространенный метод записи и озвучивания ударных инструментов (тарелок).

Распространение радиоволн многолучевое

В окружающей среде с высокой реверберацией РЧ-сигналы часто попадают на приемную антенну в противофазе. Это приводит к уничтожению сигнала. Способ устранения: см. Разнесенный прием (Diversity).

Ручной передатчик

Также называется беспроводным микрофоном, радиомикрофоном. Микрофон, РЧ-передатчик и антенна размещены в едином корпусе, очень похожем на корпус проводного микрофона.

Сигнал звуковой высокого уровня

Звуковые сигналы с уровнем от -10 до +6 dBu. Речь идет об уровне сигналов студийной аппаратуры, например, магнитофонов или CD-плееров.

Сигнал звуковой малого уровня

Звуковые сигналы с уровнем от -60 до -10 dBu. В большинстве случаев это микрофонные сигналы.

Синтезатор частоты

Схема для генерирования численно точной и стабильной высокой частоты.

Сложение коэффициентов

Принцип, по которому действует схема разнесенного приема True Diversity (см. Разнесенный прием), обеспечивающая анализ и выбор антенны с более мощным РЧ-сигналом.

Сопротивление волновое

Также: характеристический импеданс. Конечное сопротивление электрически однородной линии передачи на погонный метр, например, электрического провода. Включает в себя емкостное сопротивление, индуктивность и сопротивление, а также механические свойства кабеля (например, диаметр внутреннего проводника). В отличие от затухания (аттенюации), волновое сопротивление не зависит от частоты и длины кабеля.

Стереозапись: AB-стерео

Также называется time delay stereo («фазовая стереофония»), time difference stereo («стереофония с задержкой по времени»). Двухканальная техника записи, где стереофоничность достигается, главным образом, за счет разницы по времени между приходом одной и той же звуковой волны к разным микрофонам (каналам). В большинстве случаев используются ненаправленные микрофоны.

Стереозапись: Jecklin-стерео

Смотри Стереозапись: OSS-стерео

Стереозапись: MS-стерео

При использовании техники MS-стереозаписи микрофон с любой характеристикой направленности принимает звук спереди (Middle, M), а микрофон с 8-образной характеристикой расположен под прямым углом к нему и принимает звук сбоку (Side, S). Техника MS-стерео обеспечивает оптимальный монофонический сигнал и может быть использована для создания бесконечно разнообразных по ширине вариантов звуковой картины.

Стереозапись: ORTF-стерео

Двухканальная техника стереозаписи, аккредитованная ORTF (ORTF = Национальное Вещание Франции, Office de Radiodiffusion Française), при которой используются и метод задержки во времени, и метод интенсивностной стереофонии; поэтому данная техника называется «смешанной». Запись производится с помощью двух кардиоидных микрофонов, стоящих под углом 110° друг к другу на расстоянии приблизительно 17 см.

Стереозапись: OSS-стерео

(OSS = Оптимальный Стерео Сигнал), также: Jecklin-Стерео. Техника стереозаписи с применением разделителя: вместо искусственной головы используют круглый экран между двумя микрофонами. Запись возможно прослушать не только в наушниках, но и через обычные контрольные мониторы.

Стереозапись: XY-Стерео

Техника двухканальной стереозаписи, при которой стереокартина создается за счет разницы в уровне звукового сигнала на капсюлях микрофонов (метод интенсивностной стереофонии), расположенных крест-накрест с углом 90° — 135° между корпусами. Воображаемая линия, проведенная через центр угла между корпусами указывает на источник сигнала. Так как капсюли микрофонов расположены близко друг к другу (около 5 см), разница по времени не принимается во внимание. В большинстве случаев используются кардиоидные микрофоны.

Стереозапись: Микрофон пространства («Общие» микрофоны)

Система, состоящая из распределенных по помещению (ненаправленных) микрофонов, как правило двух, используемых для добавления к звучанию определенного количества отражений.

Стереозапись с помощью искусственной головы ( dumming head )

Двухканальная техника звукозаписи, где в качестве разделителя между двумя микрофонами используется пластиковая искусственная голова. Для корректного прослушивания подобных записей необходимы стереонаушники.

Стереозапись: Стерео-конфигурация Блюмляйна

Техника звукозаписи 30-х годов XX века, названа по имени ученого-физика Блюмляйна. Стереофоническая конфигурация из пары микрофонов с 8-образной характеристикой направленности, пересекающихся под углом 90°.

Стереофония интенсивностная

Стереофонический звуковой образ, возникающий исключительно за счет разницы в громкости при одномоментном воспроизведении через акустические системы.

Тиннитус

Медицинский термин, описывающий феномен постоянного шума, «звона» в ушах.

Ультразвук

Звуковые колебания с частотами выше 20 кГц, и, поэтому неслышимые для человека.

Уровень звукового давления (SPL)

Из-за несоразмерно больших числовых значений звуковое давление дается в дБ (логарифмическая единица) и вычисляется по формуле: дБ SPL = 20 x log (po / 0,00002 Па). Аббревиатура SPL при этом служит для лучшего отличия от других характеристик в дБ. Эталонное звуковое давление, одновременно порог слышимости, равно 0 дБ SPL. Болевой порог 140 дБ SPL. Воспринимается разница уровней звукового давления в 1 дБ. Удвоение звукового давления соответствует повышению на 6 дБ, но удвоение громкости соответствует повышению на 10 дБ.

Уровень звукового давления максимальный (пассивный)

Максимальный уровень звука, который микрофон способен преобразовать в электричество. При этом полный коэффициент нелинейных искажений (К.Н.И.) микрофонного усилителя не должен превышать 0,5%. При измерениях используется эталонная частота f = 1 кГц. Если в микрофоне имеется аттенюатор, значение будет больше на 6 — 10 дБ.

Уровень звукового давления характеристический

Термин «характеристический уровень звукового давления» выражает уровень звукового давления, который демонстрируют наушники в определенных условиях измерений. По стандарту DIN 45 500 характеристический уровень звукового давления hi — fi наушников при электрической мощности 1 мВт и на частоте 1 кГц должен составлять не менее 94 дБ. Измерение производится с помощью «искусственного уха» (специального микрофона для измерения наушников). Но какова громкость наушников при характеристическом уровне звукового давления 94 дБ? Сначала немного теории: единицей измерения звукового давления является Паскаль (Па, Pa). Наименьшее воспринимаемое человеческим слухом звуковое давление (порог слышимости) равно 0,00002 Па. Это значение во всем мире принято за эталон. Если измеренное при помощи «искусственного уха» звуковое давление пары наушников поставить в логарифмическое отношение к эталонному звуковому давлению, то получают характеристический уровень звукового давления в дБ (при 1 мВт). Установленное стандартом DIN значение 94 дБ показывает, что hi — fi наушники должны производить звуковое давление, превышающее порог слышимости в 50 000 раз (!). Характеристический уровень звукового давления ничего не говорит ни о максимальной громкости, которую могут без искажений воспроизвести наушники, ни о качестве звучания! Так что наушники с более высоким характеристическим уровнем звукового давления не обязательно лучше других.

Уровень звукового сигнала в вещании относительный

Термин используется в студийной звукозаписи, описывает отношение некоторого напряжения Vx к эталонному напряжению 1,55 Вольт. Указывается в дБ (dB) и рассчитывается следующим образом: dB = 20 x log (Vx/1,55). При этом 0 dB = 6 dBu = 1,55 Вольт и 6 dB = 0 dBu = 0,775 Вольт.

Уровень напряжения абсолютный ( absolute current level )

Используется в студийной технологии для описания отношения определенного напряжения Vx к эталонному напряжению 0,775 Вольт. Абсолютный уровень указывается в dBu и рассчитывается следующим образом: dBu = 20 x log (Vx/0,775). Таким образом, 0 dBu эквивалентно 0,775 Вольт, 6 dBu эквивалентно 1,55 Вольт и 15 dBu эквивалентно 4,4 Вольт. Используемая в настоящее время единица измерений dBu относится к согласованию по напряжению, а ранее использовавшаяся dBm – к согласованию по мощности. Эталонное напряжение 0,775 Вольт едино для обеих систем и вычисляется из мощности 1 мВт при сопротивлении 600 Ом.

Уровень напряжения относительный

Используется в звуковой инженерии, описывает отношение выходного напряжения Vвых. к входному напряжению Vвх. Указывается в дБ отн. (dBr) и рассчитывается следующим образом: dBr = 20 x log (Vвых./Vвх.). При 0 dBr напряжения равны, при 6 dBr напряжение вдвое больше, при -6 dBr напряжение вдвое меньше, при 20 dBr – в 10 раз больше, при 40 dBr – в 100 раз больше и при 60 dBr – в 1000 раз больше. На практике часто пишется просто в дБ.

Уровень шума эквивалентный (А-взвешенный)

На выходе любого электрического устройства (например, микрофона) наряду с полезным сигналом всегда присутствует незначительный по напряжению шумовой сигнал. Для лучшего понимания уровень напряжения шумов в спецификациях приводится как воображаемый уровень звукового давления (в дБ). В случае идеально бесшумного микрофона такой уровень звукового давления дал бы на выходе напряжение, равное величине шумов. Уровень собственного шума измеряется и взвешивается в соответствии со стандартом CCIR 468-3 или – в целях сравнения результатов измерения со слуховым восприятием человека – или DIN/IEC 651 (А-взвешивание). Эквивалентный уровень шума студийных конденсаторных микрофонов обычно укладывается в диапазон 20 — 30 дБ (по CCIR) или 10 — 20 дБ (A-взвешенный).

Уровень шума эквивалентный (CCIR-взвешенный)

На выходе любого микрофона наряду с полезным сигналом всегда присутствует незначительный по напряжению шумовой сигнал. Для лучшего понимания уровень напряжения шумов в спецификациях приводится как воображаемый уровень звукового давления (в дБ). В случае идеально бесшумного микрофона такой уровень звукового давления дал бы на выходе напряжение, равное величине шумов. Уровень собственного шума измеряется и взвешивается в соответствии со стандартом CCIR 468-3 или – в целях сравнения результатов измерения со слуховым восприятием человека – или DIN/IEC 651 (так называемое А-взвешивание). Эквивалентный уровень шума студийных конденсаторных микрофонов обычно укладывается в диапазон 20 — 30 дБ (по CCIR) или 10 — 20 дБ (A-взвешенный).

Усиление

Отношение входного напряжения к выходному. Отрицательное значение означает ослабление (аттенюацию).

Усиление акустическое

Слабый акустический сигнал (например, голос) можно усилить с помощью механических средств. Самый простой пример – рупор граммофона или рупорные громкоговорители, которые способны воспроизводить звуки на большой громкости при малой электрической мощности. Другие примеры: раструб духового инструмента, корпус фортепиано или скрипки.

Фазовый угол

Также Угол сдвига фаз, Сдвиг по фазе. В случае синфазности акустических сигналов за счет сложения повышенного давления происходит увеличение громкости. В случае противофазных акустических сигналов при «встрече» повышенного и пониженного давления они взаимно уничтожаются.

Фантомное питание

Почти все студийные микрофоны нуждаются в фантомном питании 48 В ± 4 В (P48, IEC 268-15). При этом напряжение питания подается по обоим проводникам симметричного кабеля, а возвращается через экран. Некоторые микрофоны конструктивно питаются от батареек или от сетевого адаптера.

ФАПЧ ( PLL )

Сокращение для фазовой автоподстройки частоты. Управляющий контур осциллятора частоты несущей; создание частоты за счет формирования кратных или дробных частей основной частоты. Таким способом получают исключительно стабильный РЧ-сигнал.

Фильтр высоких частот (пропускной)

Фильтр верхних частот пропускает частоты выше так называемой пороговой частоты (также частота кроссовера, частота среза). В электроакустике пропускной ФВЧ называют также обрезным фильтром НЧ (Low Cut, Bass Cut), срезом по НЧ (Bass Roll-Off), реже – фильтром НЧ-помех. В микрофонах пропускной ФВЧ, как правило, применяется для подавления рабочих шумов, задуваний, фона и низкочастотных вибраций, а также для уменьшения эффекта близости.

Частота

Количество (звуковых) колебаний в секунду, измеренное в Герцах (Гц). Низкие звуки имеют низкую частоту, высокие звуки – высокую частоту. Молодой слушатель с нормальным слухом воспринимает частоты примерно 20 Гц — 20 кГц. С возрастом способность воспринимать высокие частоты снижается.

Частота зеркальная

Нежелательная частота несущей, возникшая за счет преобразования частоты приема в промежуточную частоту. Результат — вторая частота приема, «зеркальное отражение» вокруг промежуточной частоты.

Частота несущая

Высокочастотные колебания, передающие модулированное напряжение.

Чувствительность в свободном поле, без нагрузки (1 кГц)

Напряжение, измеренное на ненагруженном выходе микрофона, подвергаемого воздействию звукового давления 1 Па на частоте 1 кГц в безэховой камере.

Чувствительность микрофона

Чувствительность микрофона обозначает фактическое напряжение (в милливольтах), которое появляется на выходе микрофона, подвергнутого воздействию звукового давления 1 Па (эквивалент 94 дБ). Значение указывается для частоты 1 кГц и полного сопротивления нагрузки 1 кОм. В принципе, без нагрузки имеют место и более высокие значения. Студийные конденсаторные микрофоны обычно демонстрируют чувствительность 8 — 40 мВ/Па.

ЭИМ, эквивалентная излучаемая мощность

Произведение входной мощности на коэффициент усиления антенны, выраженное в кВт.

Эквализация по диффузному полю (наушники)

В безэховой камере некоторое количество громкоговорителей излучает различные шумовые сигналы. В центре камеры эти звуковые данные встречаются и накладываются друг на друга, образуя «диффузное поле» – откуда приходит звук, установить невозможно. Затем этот шум уменьшается по уровню и попеременно воспроизводится через громкоговорители и пару наушников. Большое количество экспертов оценивают разницу в громкости между шумом в камере и шумом в наушниках. Идеальное состояние – одинаковое восприятие громкости в диффузном поле и в наушниках. Наушники с эквализацией по диффузному полю обеспечивают более объемное звучание и лучшую локализацию «спереди-сзади». Звуковые образы имеют место за пределами головы и не ограничены пространством между ушами.

Эквализация по диффузному полю

Микрофон-преобразователь давления с эквализацией по диффузному полю настроен так, что при диффузном (приходящем со всех сторон) звуке АЧХ имеет ровный (сглаженный) вид. Для звука, приходящего по оси направленности, возникает подъем по ВЧ, обусловленный нарастанием звукового давления в зоне перед мембраной.

Эквализация по свободному полю

Микрофон-преобразователь давления с эквализацией по свободному полю настроен так, что для звуков, приходящих по оси направленности (0°) АЧХ имеет ровный график. Для диффузных (приходящих со всех сторон) звуков предусмотрен спад по ВЧ.

Экран защитный ( pop -фильтр, ветрозащита)

Встроенные в касюль экраны используются, главным образом, при защите от шумов, вызванных воздушными турбулентностями, происходящими от воздействия ветряного потока на острые ребра предметов или на углы острой конфигурации. Для того чтобы уменьшить влияние воздействия ветра, необходимо создать вокруг микрофона мягкий воздушный поток. Идеальной формой экрана для такой защиты, если перемещение ветра и его сила остаются постоянной величиной, будет форма «капли» однако применяется и сферическая или комбинация сферической и цилиндрической формы (Ø5 см). Материалом для экрана как правило служит металл (тончайшая проволока) или рыхлый (пористый) пластик, который в сочетании с привлекательным видом и акустическими свойствами является поверхностным покрытием микрофона. Ослабление – более чем на 20 дБ.

Ветрозащита для микрофона (надеваемый на капсюль колпачок) обычно выполняется из поролоновых материалов (часто разноцветных).

Поп-фильтр испрользуется для уменьшения влияния дыхания человека при тесной работе с микрофоном (также: Поп-экран). Поскольку они предохраняют диафрагму и ее покрытие от непосредственного потока воздуха, идущего изо рта или носа говорящего. Их форма не имеет значения, стандартно – круг Ø 20 — 30 см. Некоторые экраны имеют комплексную структуру, при которой два слоя материала акустической защиты разделены пористым элементом. Влияние такого экрана на АЧХ микрофона должно быть рассчитано заранее при его производстве. Регулировка положения поп-фильтра осуществляется с помощью гибкого держателя gooseneck .

Эмфазис

В целях снижения шумов, возникающих при частотной модуляции в ВЧ-области звукового диапазона, используют предэмфазис в передатчике и деэмфазис в приемнике. В процессе предэмфазиса ВЧ-составляющая полезного сигнала усиливается, при деэмфазисе подавляется на то же значение. В результате на звуковом выходе приемника восстанавливается линейная АЧХ.

Эффект близости ( proximity effect )

Каждый направленный микрофон (преобразователь градиента давления) демонстрирует выраженный подъем уровня низких частот при близком, менее 20 см, расположении к источнику звука. Этому есть физические причины, важно учитывать это свойство при работе с вокальными микрофонами.

Эффект гребенчатого фильтра

Также: Искажение гребенчатого фильтра. Результат фазовых подъемов и провалов в АЧХ, возникающих из-за отражений звука.

Эффект запоминания

Химический процесс, возникающий в основном в никель-кадмиевых (NiCd) аккумуляторах. Если они разрядились и затем были заряжены не полностью, возникает «окно», в котором эти батареи теперь и будут работать. В результате даже полностью заряженные аккумуляторы работают в течение весьма короткого времени.

Аудиофильская лексика. Смысл терминов в обзорах. Словарь аудиофила

Аудиофильская лексика. Смысл терминов в обзорах. Словарь аудиофила

Вы знаете, что такое теплый и холодный звук? Чем отличается воздушность от прозрачности, а нейтральность — от натуральности? Почему бас иногда сухой, а иногда не очень? Говорить про музыку — дело спорное, конечно. Но мы делимся впечатлениями, читаем обзоры. Увы, в попытке расшифровать терминологию эксперты часто используют еще более трудный слог. Поэтому я попробую составить словарь аудиофила, понятный обычным людям.

Термины для описания звука

Все люди слышат по-разному, и их память связывает характер звучания с конкретными впечатлениями, понятными только им. Синтетичность в музыке для одних — это писклявая песенка из детского мультика, а для других — вообще все, что даже немного подкрашивает естественные тембры инструментов. Поэтому хочу предупредить, что даже при условии существования обозначений, знакомых всем в нашем клубе анонимных аудиофилов, часто обзорщик подразумевает что-то совсем свое. Это нормально, просто делайте на это скидку и ориентируйтесь по контексту.

Я хочу объяснить самые распространенные термины простыми словами. Не судите строго. Сами знаете, говорить про музыку — это как танцевать про архитектуру, варить борщ про живопись и тому подобное. Если вы будете не согласны с моей трактовкой, значит, мы воспринимаем какие-то вещи по-разному, только и всего. Ну, к делу.

Словарь аудиофила

Акцентирование — выделение, обычно проявляется через большую громкость и лучшую разборчивость спектра на фоне остального диапазона. Акцент бывает как количественный, так и сделанный с помощью дополнительной весомости.

Аналитичная подача — неокрашенность, нарочитая детальность и разборчивость, иногда доходящая до неестественности в угоду подчеркивания мельчайших нюансов записи.

Атаки и затухания — нарастание звука инструментов и затихание их игры.

Взрослый звук — обычно имеется в виду нейтральность, отсутствие подкраса, делающего музыку веселой и развлекательной. Также взрослым называют звук при условии очень хорошего разрешения на всех частотах.

Весомость — объем инструментов, некая басовая оттяжка каждой ноты, дающая эффект реалистичности.

Воздушность — легкий быстрый звук без пилящих акцентов, при условии широкой сцены.

Вязкость — это замедленность, смазанность границ отдельных нот.

Грязный звук — так называют искажения, слышимые в записи. Если устройство играет грязно, значит, оно добавляет их от себя. На некоторых жанрах это может делать музыку более ламповой и комфортной.

Детальный звук — скрупулёзная передача всех мелких нюансов мелодического рисунка, внимание даже к самым тихим ноткам фоновых партий, их точная очерченность.

Естественность — максимальная реалистичность звука.

Завал по частотам — это означает, что устройство плохо отыгрывает определенный частотный промежуток. Это можно увидеть на графиках АЧХ.

Ламповый звук — наш многострадальный термин. Так называют звук, окрашенный гармониками, всегда мягкий, комфортный и теплый.

Микроконтрастность — отчетливое выделение самых мельчайших деталей.

Мониторный звук — термин используется относительно профессиональной техники, предназначенной для работы со звуком, и означает, что устройство позволит детально и точно слышать партии на конкретных частотах либо звуковую картину в целом, в зависимости от специфики.

Мягкость — сглаживание резких нот и перепадов.

Натуральность — примерно то же, что естественность. Характеристика тембров, наиболее соответствующих звучанию инструментов вживую. Холодный правильный звук не всегда кажется натуральным.

Нейтральность — передача звука так, как он был записан.

Подкрашенный звук — акцентирование какого-либо диапазона.

Позиционирование инструментов — расположение инструментов по отношению друг к другу.

Породистый звук — условное обозначение характерного звукового почерка ряда устройств из премиального ценового сегмента.

Прозрачность — это нейтральность, неокрашенность, но без тех резких контрастов, что свойственны аналитичности.

Проработка частот — хорошее разрешение частотного спектра.

Протяженность — условное обозначение, которое говорит о способности устройства без завалов отыграть ноты в ряде частот, вследствие чего звук кажется более продолжительным, плавным и цельным.

Разделение инструментов — очерченность, отдаленность инструментов друг от друга.

Разделение планов — отдаленность групп инструментов друг от друга в глубину, слышимое расстояние между ними.

Разрешение звука — мера музыкальной информативности, способность источника или акустики отыграть материал максимально точно и детально, с передачей обертонов и послезвучий, одинаково хорошо прорисовывая партии как на первом, так и на втором плане.

Резкость — обостренность контрастов. В негативном контексте — перенасыщенность тембров, неприятные пики.

Рельефный бас — контрастное разделение разных слоев низких частот.

Ровная подача — отсутствие акцента на каком-либо частотном спектре.

Светлый звук — доминирование ВЧ над остальным частотным диапазоном.

Связка – плеер (другой источник) и наушники.

Сибилянты — свистящие согласные звуки. Присутствуют абсолютно во всех записях. Если аудиоустройство делает акцент на их спектре, могут начать неприятно резать слух.

Скорость — термин используется в переносном смысле, на самом деле, как источники, так и акустика, если они, конечно, исправны, воспроизводят материал по времени одинаково. Но ощущение более медленного или более быстрого звука бывает, это зависит от многих параметров. К примеру, растянутые затухания или массивный бас делают звук условно медленным, а акцент на высоких частотах и общая сухость — быстрым.

Слитная подача — звучание, лишенное четких разделений между партиями инструментов. Звуки как бы плавно перетекают один в другой, грани размыты, картина максимально цельная.

Сухой звук — отсутствие весомости, телесности и достаточного объема, сокращенные послезвучия.

Сцена — условное расположение инструментов в пространстве.

Текстурный бас — слышимая разница между низкими частотами разной глубины, разделение басовых партий по тембрам и плотности.

Телесность — реалистичная весомость источников звука, иногда немного увеличенная для усиления эффекта.

Темный или притемненный звук — доминирование басов над остальным частотным диапазоном.

Теплый звук — смягченные, чуть приглушенные тембры, более сочные, но менее правильные.

Точность — адекватная передача мелодии со всеми деталями и с нужной продолжительностью атак и затуханий.

Трехмерность — правдоподобный размер, вес и объем воображаемых источников звука, а также свободное пространство сцены вокруг них.

Хлесткость — сочетание высокой скорости с некоторой агрессией.

Холодный звук — отстраненная правильность, чистота тембров, отсутствие подкраса и смягчения на них.

Яркость — термин может означать просто красочную насыщенность, но также его иногда используют для критики верхнечастотного диапазона. «Высокие ярчат» — это значит, есть дисбаланс, потеря контроля над диапазоном, неприятные акценты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *