Не понимаю зачем учусь
Перейти к содержимому

Не понимаю зачем учусь

  • автор:

«Ау, зачем я пришла?», или Как разочароваться в вузе

Автор: Виктория Абзамилова

Перед серией интервью о том, как быть, если понял, что учишься не в вузе мечты, рассказываем, что приводит к желанию отчислиться.

Если вам кажется, что лето — лучшее время года и эти три месяца можно без доли сомнения назвать самыми подходящими для излучения радости, значит 99,9 % — или вы уже прошли основные ступени образовательной системы, или вам «этот мир уже абсолютно понятен». Потому что:

а — лето в последние годы школы — жуткий стресс;

б — переход из школы в университет, адаптация к его условиям — ужас и катастрофа в кубе, о которой молчать невозможно.

Почему? Расскажу с позиции человека, который всё ещё не простился с паникой, постучавшейся в дверь перед ЕГЭ. Привет. Меня зовут Вика. Я студентка омского университета. С горем пополам учусь на режиссёра кино/ТВ. И меня всё ещё не отчислили.

*Спойлер: далее перед вами развернётся очень эмоциональный текст, мнение автора может не совпадать с реальностью и чужим взглядом на жизнь. Ни в коей мере не претендую на истину в последней инстанции, но редактор разрешила выплеснуть все накопившиеся за год эмоции, и я этим воспользуюсь.

Учёба никогда не казалась мне чем-то беспроблемным, тем, что «само собой сделается». Всегда были необходимы осознанные усилия. В первом классе я искренне не понимала, зачем писать буквы слитно, читала только начало и конец любых текстов (середину дофантазировала сама), параллельно ходила на занятия по фортепиано, любила играть в куклы… и мне было весело. Но когда во втором классе подружку-отличницу перед Новым годом отпустили на каникулы раньше, чем остальных, плюс ещё и на особую ёлку пригласили, я поняла: жить на три и четыре невыгодно. Через полгода цель «уйти на повышение» была достигнута: конец года, все пятёрки. С тех пор я не сдавала позиции 10 лет.

Быть «не лучшей» права не имела. Подошло время ЕГЭ, и, конечно, летняя паника перед 10 классом, «я всё завалю, я никуда не поступлю» поглотила меня с головой. Год ушёл на осознание, надо готовиться, а не стонать. Лето перед 11 классом — это паника «осталось меньше года, а у меня всё ещё не прочитана «Война и мир» и остальные 100 произведений кодификатора». Единственное, что заставляло меня учиться, а не переживать о том, что я ничего не делаю, — фраза, которая давала реальное осознание, что безнадёжна и я, и любой мой результат: «ВИКА, ЭТО НЕ 100. » Поэтому, признаюсь, две ошибки на экзамене (91 балл) по литературе — это серьёзное поражение, а 72 балла по русскому — это смертельный провал (про истерику и злость на саму себя я молчу). Всё равно красный аттестат, золотая медаль были получены. Однако внутренняя истерика не кончилась, ведь я ещё не поступила!

Должна сказать, со всеми навязанными нам ужасами ЕГЭ таким невозможным вовсе не оказался. Наоборот, спустя месяцы драматизации появляется азарт и подготовка перестаёт быть мукой: тебе уже становится интересно, чем отличаются друг от друга три перевода «Слова о полку Игореве», ты начинаешь следить за выбором слов авторов и чисто по фразам узнавать, кто это мог написать. Изучение непонятного, казалось бы, сложного и далёкого от тебя предмета оказалось простым и интересным. Я как будто бы заново училась думать, читать и писать. После каждого занятия мозг ломался, а литература становилась всё ближе к твоей жизни и понятнее. Поэтому после такого удачного и вдохновляющего опыта подготовки к ЕГЭ от вуза ожидала такого же головокружительного эффекта. Да, я поступила. Довольна ли? Была — пару минут, пока не увидела, куда попала.

Мне казалось, я приду на новое место учёбы, познакомлюсь с заряженными людьми, найду друзей. На парах научат с интересом смотреть, понимать любое кино и создавать его. Получилось всё в точности наоборот. Вокруг неприятно-странные одногруппники, которые вызывают много вопросов. Например, «Когда вы в последний раз мыли голову?», педагоги, которые железно убеждены: адекватные студенты — ярые фанаты советского кино и объяснять, как оно работает на наше восприятие и чего в нём такого заразительного, точно не нужно. Может, оно так и должно быть, но мне казалось, что университет работает, как и ЕГЭ. Сначала ты должен понять, зачем тебе вообще это делать, а потом работать на цель. Возможно, на экзамене 100 баллов — слишком конкретная цель. Здесь… я пока не вижу, к чему иду. Да, признаюсь, ждала от новой учёбы помощи в ответах, зачем я тут. А получилось, что я пришла и теряюсь в собственном недовольстве: здесь постоянно нужно что-то смотреть и что-то снимать, а я часто не могу найти для себя смысла…

Я понимаю, что шла учиться на режиссёра мультимедиа и само название направления подразумевает съёмочные процессы. НО. Тем же самым чисто механическим способом наработки навыков я занималась в школе и могла продолжать это делать вне стен специального заведения. Когда ты со всех сторон слышишь, что вуз «классический», ты ожидаешь, что тебе здесь помогут узнать какую-то базу, для которой в школе, возможно, было рано. А в итоге ты от любых преподавателей слышишь: ну вы же факультет культуры и искусств — вам понимать ничего не надо, идите творчеством своим занимайтесь. Ау?! То есть вы идите, попробуйте, а потом, если повезёт, узнаете зачем? Поэтому мне и кажется, что если ты студент, то снимать всё подряд для галочки совершенно не имеет смысла. Я просто не имею на это права, если поступила в университет.

Да, я пошла учиться на режиссёра, но я приняла это решение не чтобы меня заставляли нарабатывать механические навыки. Я хотела научиться думать по-новому: смотреть на мир «по-киношному». Смотреть на людей и видеть их насквозь, как героев фильмов. Понимать, что в этом мире к чему и почему, и переносить это понимание на экран. Чтобы я брала в руки камеру и не стояла три часа с мыслью: «А что дальше делать-то?!», а сразу осознавала, какой мне по логике вещей нужен план. Вы скажете, всё правильно, хочешь научиться — сделай миллион раз, поймёшь как. Но это путь самоучки, а не университета. По мне, так очень странно, что спустя год нахождения в вузе я не начала смотреть на мир под новым углом. Моё сознание не изменилось.

А ведь год — большой промежуток времени. За год перед ЕГЭ я поняла, зачем мне вообще читать, зачем мне в этой жизни книги, каждая страница при подготовке становилась откровением автора. Тут же для меня фильмы становятся лишь неплохим фоном для моих классных снов и мечт, как я однажды попаду на мюзикл. Я не понимаю, зачем я трачу время. Я не понимаю, ради чего я в этом месте. Я не понимаю, чему здесь могут научить, если за год не то что бы мои навыки в производстве любого контента не выросли — уровень осознанного восприятия медиаматериала так и не появился.

Учёба не вдохновляет, одногруппники не нравятся. Чем общаться с ними, экстраверту по натуре, кажется, лучше уж я в уголке тихонько посижу эти несчастные час двадцать. Педагоги временами пугают: «Зачёт я тебе не поставлю не потому, что ты не знаешь, а потому, что ты это ты». А если ты занимаешься чем-то реально интересным, помимо «святой» учёбы, которая ничего нового тебе не открывает, то не подавай вида. Потому что, как говорится: «Лучше бы ты прогуляла или проспала, чем потратила время на что-то значительное». «Ни себе ни людям», «ни дать ни взять» — это да, это про моё хроническое ученическое самочувствие.

Я понимаю, что в моей жизни что-то идёт не так. Кажется, что этот год в плане учёбы для моего мозга был совершенно потерян. Коммуникативных приобретений ноль, если не считать того, что я начала временами заикаться. Отчислиться, начать всё заново? Я не могу. Точнее, боюсь. Признать, что моя мечта мне совсем не подходит, — больно. В том числе и потому, что все вокруг привыкли: у меня нет права на ошибку. Да и сама злобно говоришь себе: если с «мечтой своей» промахнулась, на что ты вообще способна?

При этом я прекрасно понимаю, что не у всех так. Возможно, я сильно сгущаю краски. Ведь счастливые истории перехода из школы в вуз бывают куда чаще полного неприятия. Я смотрю на бывших одноклассников, которые учатся со мной в, казалось бы, одном учебном заведении, вижу, как они смеются, поедая обеды с новыми знакомыми, как они легко могут после учёбы пойти вместе и вместе порадоваться жизни вне стен университета. Даже те, кто учится со мной каждый день, похоже, рады видеть друг друга.

Выпускаясь из школы, я остро ощущала потребность внести изменения в свою жизнь. Нужно было добавить красок. Университет сразу помог мне разнообразить круг общения. Привыкнув к школьной среде с уже выученными архетипами своих одноклассников, в вузе я столкнулась с совершенно нетипичными для меня людьми. Сблизиться с одногруппниками помог юмор: куча совместных историй, локальные шутки и даже юмористические дебаты, общие учебные проекты — всё это хорошо работает. Я быстро познакомилась со всеми. Поддерживать боевой учебный дух, в частности переживать самое страшное для студента время — сессию, помогает поддержка одногруппников, которые страдают не меньше твоего. Общие учебные проблемы, написание курсовой, пересдачи сближают людей и помогают им лучше понять друг друга. Иной раз, когда учебные дела идут совсем никудышно, единственная мотивация прийти в университет — повидать людей, которые смогут поднять тебе настроение. Университет за прошедшее время стал для меня комфортным местом в том числе и потому, что я выбрала специальность по душе, исходя из собственных интересов, тянущихся из самого детства, — делится мнением студентка исторического факультета Юлия.

Влиться в атмосферу медицинского университета было достаточно легко. А поскольку я староста потока стоматологического факультета, меня знают все. Поэтому общаться мне хочешь не хочешь приходится со многими. Влиться в коллектив было не так легко, как поймать ритм учёбы. Что касается моего отношения к людям — оно разное. Если честно, я считаю, некоторые хотят слишком многого, но для этого ничего не делают, мягко говоря. Другие реально занимаются — уважаю и, можно сказать, даже восхищаюсь. Короче говоря, несмотря на то, что они «ленивые жопы», я к ним отношусь +/- хорошо. Желания отчислиться у меня нет. Мне нравится то, чем я занимаюсь, может быть, эта радость проявляется мимолетно, но мне нравится этим заниматься. А в будущем, думаю, понравится делать людям больно и за деньги (смеётся). Короче, моя мечта, грубо говоря, из мяса делать красивую, а главное, удобную и здоровую улыбку. Это космос, — говорит второкурсник Денис.

Конечно, когда я поступила в университет, я переживала: блин, как адаптироваться в новом коллективе после 11 лет с одними и теми же людьми? Но я открытый человек, поэтому идти на коннект я готова всегда. Перед 1 сентября мне написала моя будущая одногруппница: «Привет, ты мне понравилась, давай дружить». Простое, но судьбоносное сообщение, я считаю. После него мы нашли друг друга. Теперь она и ещё семь человек точно могут называться моей студсемьёй. Потому что без близких даже на учёбе тяжело — помощь и поддержка рано или поздно всё равно понадобятся. А ещё классная компания — это залог твоего крутого времени. С одними человечками ты на конкурсах тусишь, с другими — в столовке смеёшься. Соболезную я одиноким замухрышкам. Друзья — выгодно: и связи наладить можно, и мотивацию ходить на пары обрести реально, — считает будущий филолог Елизавета.

Кажется, праздник жизни проходит мимо: со мной что-то не так? Или просто случайность определила меня не в тот круг людей? И что делать, если с одногруппниками отношения не идут и спасательным кругом они стать не могут? Как быть, если на учёбе нет ничего, ради чего туда хочется идти? Вопросов, в том числе и к себе, всё больше.

Короче, половина августа уже за спиной, 1 сентября всё ближе, а я не могу перестать думать о том, что впереди ещё один год (а потом ещё три). Паника обостряется, желание активно страдать активизируется. Больше так не могу. С отношением к учёбе срочно нужно что-то делать.

К слову, моя история для мира не в новинку — половина студентов любит возмущаться по любому поводу, что подкидывает место учёбы. Как работает наш мозг, когда нам не нравится наш вуз? Почему это происходит? Почему мы так любим обсуждать то, чем недовольны? Как разучиться любить ныть и начать менять свою жизнь? Совсем скоро вместе с психологами расскажем, что к чему и почему и на что всё же стоит решиться, чтобы суметь разрешить себе забыть ЕГЭ и начать жить дальше.

Что-то такое случилось, что я не понимаю, зачем я здесь и какая цель.

Шалом. Мой друг посоветовал обратиться за советом в Толдот. Мне 18 лет, я учусь в университете. Но я не вижу цели в жизни, я не знаю, что я хочу. Я не хочу семью, я не хочу работу, у меня нет цели стать владельцем компании и зарабатывать большие деньги, я не знаю, что я буду с ними делать. Я не хочу семьи — не хочу приходить домой и стирать пелёнки. Я, вроде как, хочу детей, но это не как смысл жизни. Ездить по миру — возможно, но так не бывает — просто ездить.

Я познакомилась с мальчиком, он очень умный. Когда мы с ним разговариваем, я понимаю, что я глупая, потому что всё, что я знаю, он знает, и мне нечем его удивить. И потому, что я понимаю, что в жизни ничего не знаю, мне не хочется ни читать, ни смотреть фильмы. У меня нет смысла в жизни. Я не знаю, мне кажется, он бросит меня — ведь я ему ничего не смогу дать. Ведь кому нужен человек, который потерян? И мне ничего не хочется, и жить-то не особо хочется.

Поэтому, когда мне плохо, мы идём где-то выпиваем, отвлекаемся, хотя это не помогает, только хуже становится. Просто мне уже 18 лет, а я уже начала. Увидеть все реалии жизни, как всё вокруг прогнило — просто ничего не хочется.

Учёба мне не очень интересна, друзей нормальных нет, и в принципе начала сомневаться, что есть любовь. И даже если и встречаются люди, которые любят друг друга, то всё равно не одинаково. Правда, я не знаю: надо идти работать летом, но я не знаю зачем. Ну, заработаю я деньги, пойду учить языки, а зачем?

Я не знаю, что-то такое случилось, что я не понимаю, зачем я здесь и какая цель, и просто мне плохо, когда утром встаёшь и не понимаешь, ради чего жить. Нет рядом ни человека, и ещё и депрессия грызёт. И тебе вообще просто легче сдаться, и ниже и дальше просто смысла нет. Простите, что бы Вы посоветовали? Как жить, что со мной? N.

Отвечает Ита Минкина

Дорогая, дорогая N.,

Пожалуйста, не приходите в отчаяние. Конечно, все кажется сейчас чужим, далеким, не имеющим смысла, но Вы — молодая девушка, Вы умница (это видно по Вашему письму), привлекательная, Вы — глубокий, думающий человек. Не делайте ничего, о чем можете потом пожалеть. Вам только 18, и все может измениться!

То, что Вы чувствуете себя так сейчас, не значит, совсем, поверьте, не значит, что Вы будете так же себя чувствовать в 22 или в 25, или в 30! У очень, очень многих молодых людей Вашего возраста есть или была депрессия. Это, в какой-то мере, влияние времени, в котором мы живем, в какой-то мере — влияние возраста, когда хочется видеть мир с его хорошей стороны, но пытливый беспощадный ум, свойственный этому возрасту, видит только неприглядную убогую сторону жизни.

Не падайте духом, не давайте черным мыслям сломить себя. Это только мысли, это только переживания и страдания этого возраста — это НЕ ВСЯ ВЫ, это еще НЕ ВСЯ N.!

В Вас еще есть очень многое, что пока не раскрылось ни Вам, ни миру, потому что Вы еще не прожили такую долгую жизнь, которая могла бы в полной мере дать Вам раскрыть себя, раскрыть такие стороны жизни, за которые ее можно любить! За которые ею можно дорожить, которые дают возможность получать от нее удовольствие. Вы еще слишком молоды, Вы еще не дали жизни шанса и поэтому думаете, что и у вас его нет, не дай Б-г!

У ВАС ЕСТЬ! У ВАС ЕСТЬ! У ВАС ЕСТЬ ШАНС! У Вас впереди целая жизнь, в течение которой Вы увидите, насколько она богата, интересна, непредсказуема. Как сочетаются в ней и смысл, и красота, и ночь, и день, и радость, и разлука, и прощение, и надежда, слезы и смех, и любовь. Все есть, и все обладает большой силой, и все влияет на нас, и мы склонны думать, что так будет всегда…

Но уже давным-давно царь Шломо (Соломон), один из мудрейших людей всех времен сказал: «Все проходит». И этот Ваш тяжелый период, когда кажется, что вокруг только мрак, — и он пройдет, и Вы взглянете на свою жизнь другими глазами.

И еще он сказал так:

«Время плакать — и время смеяться,

время искать — и время терять,

время сшивать — и время разрывать,

время молчать — и время говорить,

время любить — и время ненавидеть,

время войне — и время миру…»

Всему свое время.

И сейчас — то, что происходит с Вами сейчас, — это тоже время, это какой-то период Вашей жизни. И в дальнейшем, когда этот период закончится, Вы сможете спросить себя — зачем? Зачем мне это было? И не сразу, но позже Вы сможете увидеть — что Вам дал этот период жизни, чему он Вас научил, что Вы узнали нового о жизни, о людях, о себе, о границах, уязвимости и приоритетах Вашей личности. Вы что-то выучите из того, что с Вами происходит сейчас, потому что все, что с нами происходит, учит нас чему-то, даже когда кажется черным и безнадежным.

Не падайте духом, пожалуйста, не приходите в отчаяние. Жизнь намного богаче, светлее и разнообразней, чем представляется сейчас, в 18 лет. Она еще раскроет Вам свои тайны, свои сокровенные секреты, ради которых стоит жить. Но для этого надо бороться. Я знаю, Вам будет казаться, что нет сил бороться, но сделайте это ради себя, ради тайны, ради света, который откроете в жизни потом.

Боритесь с чернотой, которая окутывает Вас. Боритесь! Вы намного сильнее, чем Вам кажется. С Вами — смех Ваших будущих детей и их слезы, которые вытрете только Вы, и любовь, которую познаете, и удачи, которые у Вас будут, красота и счастье, от которых будет замирать дыхание, и утра, ради которых стоило, правда, стоило пережить эту ночь.

Это «ночь» — то, что в Вашей жизни сейчас, это только ночь.

Обратитесь срочно к психологу.

Обязательно прочтите книгу: «Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений» д-ра Д. Бернса (не ждите, прямо сейчас).

Закажите витамины, начинайте пить: комплекс витаминов В, женьшень, аминокислоты.

С любовью и уважением, Ита Минкина

Учусь, учусь, а для чего не знаю!

Учусь, учусь, а для чего не знаю!

В начальных классах дети редко задаются вопросом, зачем учиться в школе. И не просто учиться, а учиться хорошо. Они знают, что, когда они будут получать хорошие отметки, то их будут хвалить не только учителя, но и родители. Для школьников младших классов этого стимула вполне достаточно. Они с удовольствием слушают учительницу на уроках, делают домашние задания и стараются, чтобы ими все были довольны.

Учителя тоже радуются, когда дети хорошо учатся и видят, что их труд не пропал зря. Если говорить о родителях, то некоторые начинают строить такие планы насчет будущего своего ребенка, что только диву даешься. В своих мечтах они видят своего ребенка обязательно успешным и обеспеченным. Ничего плохого в этом нет. Все или почти все родители хотят, чтоб их дети жили лучше, чем они в свое время. Правда, не всегда это получается, но родители в этом не виноваты.

Но потом что-то происходит, ребенок начинает хуже учиться, и о блестящем будущем приходится забыть. По-крайней мере, до тех пор, пока ребенок снова не начнет хорошо учиться. В чем же причина такой неожиданной для многих родителей перемены?

Причина простая – некоторые школьники уже в средних классах начинают хуже учиться, потому что им просто скучно или не знают, зачем хорошо учиться. То есть, они понимают, что с хорошим аттестатом можно поступить в ВУЗ, потом сделать карьеру.

Но все это будет еще так далеко, что у них нет желания учиться хорошо уже сейчас. Некоторые говорят, что сейчас они учатся кое-как, но потом ближе к выпускному классу они начнут учиться очень хорошо и обязательно получат аттестат с хорошими отметками.

Мечтать, как говориться не вредно

Мечтать, как говориться не вредно. Некоторые ученики вместе с их родителями иногда любят пребывать под властью иллюзий. Мол, сейчас их ребенок учится плохо, но потом он возьмется за ум, и все будет хорошо. Интересно только знать, как правильно определить момент, когда пришло время браться за ум?

У каждого ребенка свои способности, и трудно дать какой-то общий рецепт. Лучше всего учиться систематически. Пусть не всегда с одинаковым успехом, но это намного лучше, чем потом пытаться догнать своих одноклассников, которые учились систематически и получали систематические знания.

Иногда дети просто теряют интерес к учебе и не понимают, зачем учиться. Некоторые прямо говорят, что они не хотят учиться, аттестат им не нужен и высшее образование их как-то тоже не очень привлекает. Да и похвала учителя за хорошо выученный урок их тоже уже мало интересует. Они уже не дети. Выросли и у них появляются другие интересы.

Бывает так, что школьники в средних и старших классах начинают думать, что учиться должны дети, а они уже взрослые, и у них нет времени читать учебники и писать контрольные. Так сказать, несерьезное это дело. Нужно заниматься взрослыми делами. Ходить, например, на работу и зарабатывать деньги.

Не хочу ни учиться, ни работать

Еще более печальная для родителей ситуация, когда ребенок не хочет ни учиться, ни работать. В школе такие дети учатся кое-как. После школы поступать никуда не хотят и на все вопросы родителей отвечают, что они, родители, ничего не понимают. Они правы. Озадаченные и встревоженные родители, действительно, ничего не понимают.

Если их ребенок хотя бы учится, то есть надежда: в будущем он продолжит учиться в ВУЗе и найдет для себя работу. В этом случае родители могут быть спокойны за судьбу своих детей. Правда, сегодня жизнь настолько нестабильная и непредвиденная, что трудно что-то планировать на длительный срок. Тем не менее, диплом еще никому не помешал.

Если родители хотят, чтобы будущее их детей было стабильным, им нужно обязательно найти стимул для того, чтобы ребенок хорошо учился, начиная с первого класса и до впускного. Ни в коем случае нельзя пускать образование детей на самотек. Иначе родители потом будут выслушивать нескончаемые упреки уже взрослых детей, что они в свое время не заставили их хорошо учиться.

Не зря же говорят: «Молодо – зелено». Не все дети понимают, какое значение имеет сегодня образование и диплом для того, чтобы жизнь была обеспеченной. Поэтому нужно учиться и искать родителям стимул для своих детей. Тогда все будет хорошо!

Зачем я постоянно учусь

Изображение Зачем я постоянно учусь �� в соцсети TenChat

Ага , не тут то было. Сколько себя помню, я постоянно учусь. Такой вечный студент.

Но это не по принуждению. Я поняла, что для меня обучение — это как дышать. Это мой источник энергии, моя мотивация и мой внутренний рост.

Иногда я слышу мнение, что типа, а зачем нужно это высшее образование ? Все равно половина из того, что там дают, в жизни не применяется.

Да, возможно, но. Высшее образование, да и вообще любое обучение — это не только про знания.

это про внутренний личностный рост

Я давно заметила, что люди образованные и постоянно развивающиеся, другие по своим личностным характеристикам. Они не ругаются в очереди, они более лояльны в общении, они быстрее схватывают и понимают информацию.

это про развитие и иной подход к жизни

Я помню разговор с одним моим хорошим другом, который как-то сказал: «Мне ни разу в жизни не пригодилась высшая математика. Но она научила меня мыслить нестандартно и видеть то, что не замечают другие»

это про самооценку

По моим наблюдениям, люди, которые регулярно учатся, обладают бОльшей уверенностью в себе

это про лучшее понимание себя, своих желаний и потребностей. И в целом, про умение быстрее выходить на более высокий уровень жизни.

Такие люди, как правило, не истерят «почему у соседа трава зеленее», а анализируют себя и строят стратегию достижения того результата, который им нужен

Когда я говорю своим знакомым, сколько денег вложила в своё обучение, у некоторых почти случается сердечный приступ

И достаточно часто я слышу что-то типа: «Лучше б на Мальдивы съездила»

Я даже не отвечаю на такие комментарии, поскольку понимаю, что мы на оооочень разных полюсах, и мою точку зрения они точно не разделят.
Поскольку для меня обучение — это инвестиция, а для них — потраченные деньги .

Единственная сложность у меня с обучением в том, что иногда я беру сразу несколько программ одновременно и начинаю зашиваться. И да, у меня до сих пор лежат парочка курсов, которые нужно завершить.

Кстати, я учусь не только по своей основной компетенции, а расширяю знания в смежных (и иногда не очень) областях.

Мне нравится брать техники, методики и знания из других сфер и адаптировать под свою экспертность.На мой взгляд, именно так рождается авторский подход.

А вы что думаете по поводу регулярного обучения? Часто учитесь или считаете это бесполезным ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *